В маленьком французском городке, затерянном у подножия живописных гор, происходит серия зверских убийств. Судя по картине преступления, супружеские пары в приступе необъяснимой ярости жестоко расправились друг с другом. Следов посторонних не обнаружено, но при этом бесследно исчезли все дети.

Изучая дом, в котором произошло очередное побоище, начальница городской полиции Элизабет Гуардино обнаруживает в подвале спрятавшегося мальчика, который утверждает, что во всём виновен некий Пожиратель душ. Объединив усилия с капитаном жандармерии Франком де Роланом, Элизабет узнаёт, что этот загадочный персонаж действительно часть местной легенды. Вот только оба представителя власти испытывают сильные сомнения, что в деле замешаны потусторонние силы.

Дуэт режиссеров Жюльена Мори и Александра Бустильо заставил говорить о себе ещё в 2011 году, когда выпустил на экраны свой дебют – кровавый фильм ужасов «Внутри» (в российской локализации – «Месть нерождённому»). Это образчик так называемого трансгрессивного хоррора – особого направления, в котором практически нет рамок и ограничений, а основной акцент делается на откровенности графического насилия, шок-контенте как способе нарратива и бескомпромиссном отношении к зрителю. Жёсткая, продуманная история ночной схватки одинокой беременной девушки и сумасшедшей убийцы была названа критиками ярким примером новой волны французского хоррора.

Последующие картины дуэта, «Мертвенно-бледный» и «Среди живущих», не были столь хороши в сценарном плане и выглядели более рыхлыми, однако сумели закрепить за Мори и Бустильо реноме незаурядных визионеров.

Попытав счастья в США с «Кожаным лицом», очередным фильмом из франшизы «Техасская резня бензопилой», дуэт не слишком прельстился работой в англоязычной среде, хотя тягу к ультранасилию ему не ограничивали. Особого успеха «Кожаное лицо» не имело и быстро забылось, а друзья-постановщики поняли, что большое количество крови в кадре далеко не всегда гарантирует необходимый эффект.

Вернувшись в родную Францию, они сняли картину, в которой сделали ставку на антураж. Это был простенький по сюжету, но крайне атмосферный и технически сложный хоррор «Дом на глубине», поражающий воображение необычной подводной локацией.

Свежая работа дуэта, «Пожиратель душ», вновь тесно работает с антуражем и атмосферой, но при этом Мори и Бустильо используют не слишком привычный для себя формат – полицейский процедурал. Это экранизация одноимённого романа Алексиса Лайпскера, с которым режиссёров познакомил продюсер Патрис Ламбо, работавший с ними над фильмом «Среди живущих». Ламбо очень понравился таинственный детективный сюжет книги, схожий с текстами Жан-Кристофа Гранже.

По словам Жюльена Мори, они с Александром Бустильо увидели в романе отличный источник вдохновения и новые возможности: «Мы всегда хотели снять такое жанровое кино, которое бы вошло во французскую культуру. Из наших семи фильмов лишь “Кожаное лицо” не вписывается в эту национальную идентичность. Мы хотим исследовать родные легенды, узнать, что их питает. С каждым новым фильмом мы пытаемся исследовать жанр или поджанр, который ещё не изучали, и всегда хотели снять фильм, в котором глубоко задействована природа».

В «Пожирателе душ» природа действительно играет отдельную роль в создании таинственной атмосферы. Маленький городок будто случайно вырос где-то в ущелье, посреди бескрайних лесов и высоких гор, он кажется единственным оплотом цивилизации на многие километры вокруг, плюс ко всему от него веет стариной.

Именно в таком месте обычно и рождаются вековые легенды, которые в дальнейшем поддерживаются местными, и даже реалии современного мира с его технологиями не разрушают веру людей в чудеса, мистику или волшебство. Буквально каждая локация – будь то горный пейзаж или вид узких городских улочек – словно окутана лёгкой вуалью мрачной таинственности, где вера в рациональность пасует перед пугающей и одновременно чарующей сверхъестественной аурой.

Режиссёры неслучайно говорили, что им было бы очень интересно построить картину в формате «типично американского расследования, но в очень французской обстановке». Этот приём сработал безупречно, а дуэт стервозно-холодноватой Элизабет в исполнении Виржини Ледуайен и порывисто-отчаянного Ролана, сыгранного Полем Ами, синтезирует нужную партнёрскую химию с самого начала знакомства персонажей и с каждой минутой всё больше вовлекает аудиторию в свои мрачные приключения.

Бустильо и Мори сместили фокус с гротескных кровавых сцен на динамику следственного процесса, в равных пропорциях неспешного и завораживающего, чем продемонстрировали ловкое умение держать внимание вполне бытовыми эпизодами, а не просто лить с экрана галлоны искусственной крови. Тем не менее, поклонники «жести» без внимания тоже не остались. По словам режиссёров, единственное, что разочаровало их в романе – отсутствие описания сцены, в которой супруги убивают друг друга. Поскольку увидеть этот поединок им очень хотелось, Мори и Бустильо вложили в этот откровенный эпизод весь свой талант к ультранасилию.

Впрочем, ждать от картины чего-то сенсационного и требовать уровень «Молчания ягнят» не стоит, да она и не преследует этой цели. В ней нет психологических глубин и запутанных конфликтов, а портреты персонажей не слишком сложны, поскольку «Пожиратель душ» по сути своей – лишь крепкая жанровая работа.

Кстати, стоит признать, что, несмотря на очередную жульническую приписку «Синистер» от российских локализаторов, благодаря которой фильм пытались «породнить» с хоррором Скотта Дерриксона, у «Пожирателя душ» действительно есть с ним кое-что общее, как и с недавним хитом «Собиратель душ».

Аналогично злодею из картины Оза Перкинса, убийца не совершает никаких действий своими руками и в момент преступления даже не находится в доме, однако каким-то образом влияет на действия жертв со стороны. О «Синистере» напоминает сюжетная линия, связанная с детьми, исчезающими аккурат после смерти их родителей, но на этом все сходства заканчиваются.

Вполне возможно, что некоторые сценарные ходы – в частности развязку – зрители могут счесть недостаточно оригинальной или в чём-то даже клишированной. Но это не играет большой роли, поскольку «Пожиратель душ» прежде всего любопытен тем, как он рассказывает свою историю – увлекательно и интригующе, не только вовлекая тебя в процесс следственной работы, но и завораживая общим мрачно-таинственным настроением.

В несомненные плюсы фильму идёт и тонкое, но осязаемое ощущение разлитой в кадре меланхолии, которое передают не только окружающие пейзажи и ландшафты, но и герой Поля Ами. Обладая данными экшен-кинозвезды, ему легко удаётся перевоплотиться и в жесткого следователя, и в человека с травмированным прошлым, пускай это скорее преподносится штрихами, чем обретает ярко выраженные черты.

«Пожиратель душ» определённо обладает шармом, способен увлечь – пускай даже на один вечер – и не лишён умных идей, когда в основе любой страшной легенды лежат исключительно человеческие деяния. Ведь чем дольше мы живем на свете, тем сильнее убеждаемся в том, что люди – самые опасные и жестокие существа на планете, способные переплюнуть любых сказочных монстров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here