10 мая 1991 года журнал Entertainment Weekly выпустили статью «”Симпсоны” стали дойной коровой», в которой создатель сериала, Мэтт Грейнинг, сказал, что уже обсуждал возможность выхода полнометражной ленты по его творению. Более того – он был уверен, что фильм будет создан. Но пока для него не было сюжета.

А придумали его нескоро. Когда Эла Джина, шоураннера сериала с 13 сезона по сей день, спросили, почему кино вышло лишь через 18 лет после появления «Симпсонов» в эфире, он в первую очередь сослался на нехватку рабочей силы. В самом начале за шоу стояло восемь сценаристов и пять режиссёров – заниматься ещё и фильмом попросту не представлялось возможным. У авторов были мысли заняться полным метром после конца сериала, но постоянно хорошие рейтинги этому помешали.

Дело пошло вперёд лишь в 2001 году. Именно тогда был подписан контракт с актёрами озвучки, согласно которому их голоса останутся вместе с шоу не только на ещё три сезона, но и посетят кинотеатры. Работа над сценарием началась в 2003-м в маленьком бунгало Gracie Films, где ещё в 1987-м Грейнинг впервые представил Джеймсу Л. Бруксу идею жёлтой семейки.

Для создания полнометражной ленты постоянный продюсер и со-создатель сериала Брукс привлёк уже опытных работников жёлтого цеха Майка Скалли и Эла Джина. Последний при этом не переставал работать над шоу. Вместе они отобрали ещё пятерых сценаристов: Дэвида Миркина, Майка Райса, Джорджа Мейера, Джона Шварцвелдера и Джона Витти. Позже к ним также присоединились Йен Макстон-Грэм и Мэтт Сэлман. Четверо отобравших их продюсера тоже работали над сценарием, отчего в итоге в тирах «Симпсонов в кино» числилось одиннадцать сценаристов.

Авторы обсуждали сюжет целых шесть месяцев, и каждый предлагал свои варианты. Например, Эл Джин придумал идею об очередной выходке Гомера, доведшей Мардж до белого каления, из-за чего она не выдержала, уехала и нашла отдушину в спасении ламантинов. В итоге задумка перекочевала в премьерный эпизод 17 сезона. Была и мысль, что герои должны узнать, будто они – герои телешоу, но Грейнинг её отклонил. Он сказал, что Симпсоны никогда не должны осознавать самих себя как знаменитостей. Тем не менее, и этот концепт пригодился – для видеоигры The Simpsons Game, вышедшей примерно в одно время с фильмом.

Главным вдохновением для сюжета можно считать прочитанную Грейнингом статью о неком городе, где жителям пришлось избавляться от свиных фекалий в системе водоснабжения. Так и появилась основа, в которой отец семейства заводит свинью. И когда он выливает её отходы в озеро Спрингфилда, происходит катастрофа, а сам Гомер становится врагом номер один.

Получается, что основа сюжета строится на… свиных какашках? Эл Джин пояснил, что «если поставить вопрос так (что будет правдой), звучит немного грубовато. Но мы сделали это в наиболее утончённой, элегантной и сатирической манере из возможных». Также было решено, что Нэд Фландерс станет важной частью сюжета, так как Джину было интересно увидеть Барта, размышляющего об их соседях как о более благоприятной семье.

Плюс выбрали главного злодея истории. Изначально им должен был стать Хэнк Скорпио, пародия на бондовского врага из You Only Move Twice, второго эпизода восьмого сезона. Однако его быстро заменили оригинальным персонажем – Расом Каргиллом. Но и его озвучил Альберт Брукс – тот же человек, что дал голос Скорпио.

Определившись с основным направлением, сценаристы на время разделились. Джин, Скалли, Райс, Шварцвелдер, Витти, Миркин, и Мейер написали по 20-25 страниц каждый и встретились месяц спустя, дабы объединить получившиеся наработки в один черновой набросок. Дальше сценарий писался так же, как и сериал: авторы собирались за круглым столом и, предлагая свои идеи, пытались друг друга рассмешить. Текст перерабатывался больше ста раз, и однажды он мог даже стать мюзиклом, но не срослось.

Главной задачей для Мэтта Грейнинга было сделать полнометражку более драматически сильной, чем эпизод для телевидения. Он желал дать зрителю что-то, что тот никогда не видел. Поддерживал создателя шоу и Майк Скалли: «Нельзя просто слепить друг с другом четыре эпизода и назвать это фильмом. Необходимо дать зрителям пройти через сюжет, наполненный эмоциями».

В мае 2005-го, спустя полтора года после откровения со свиньёй, актёры озвучки, включая Дэна Кастелланету (Гомер), Джули Кэвнер (Мардж), Нэнси Картрайт (Барт), Ярдли Смит (Лиза), Гарри Ширера и Хэнка Азарию (большинство ваших любимых жителей Спрингфилда), получили первую рабочую версию текста. Для них она стала большим сюрпризом. Картрайт не скрывала удивления и от самого факта появления у неё сценария, и от его толщины – а она была, по её прикидке, три дюйма (около семи с половиной сантиметров). Когда дошло дело до первой читки сценария, то она заняла три дня.

Одной из главных целей Джеймса Л. Брукса было собрать для работы над фильмом всех, кто работал над «Симпсонами» в их ранние дни. Правда, это не коснулось композитора: вместо автора оригинальной темы сериала Дэнни Элфмана или постоянного композитора сериала Альфа Клаузена позвали Ханса Циммера, у которого на тот момент были уже налажены отношения с Бруксом. Плюс продюсер не мог не отметить прекрасное чувство юмора Циммера, которое он в шутку объяснял его немецким происхождением.

Увы, с Конаном О’Брайаном и Брэдом Бёрдом договориться о возвращении не вышло. А вот с коллегой последнего из Pixar Дэвидом Сильверманом, успевшим стать со-режиссёром на «Корпорации монстров», получилось. Именно ему, одному из первых режиссёров оригинального сериала, и предложили заняться постановкой «Симпсонов в кино». Ради этого он даже уволился с предыдущего места работы. По его словам, владелец Pixar Стив Джобс сказал, что если бы он ушёл по какой-то другой причине, он был бы им очень разочарован.

Работы над анимацией начались в январе 2006 года. Главным «дирижёром» был Сильверман, а работа над каждой сценой распределялась между несколькими режиссёрами эпизодов: Майком Б. Андерсоном, Ричем Муром, Стивеном Дином Муром, Лорен МакМаллен и Греггом Ванзо. Обычно каждый работал над отдельными сценами, но иногда всё причудливо смешивалось. Скажем, в сцене, где Лиза впервые встречает Колина, свой романтический интерес, раскадровкой её смеха занимался Крис Клементс, указанный в тирах как «ассистент режиссёра раскадровки», а её падение после рисовала уже МакМаллен.

Доделывали анимацию сразу четыре студии. В Калифорнии это были Film Roman, за которыми следили Майк и Стив, и Rough Draft Studios, где процесс контролировали уже Рич и Лорен. А в Южной Корее над фильмом работало отделение второй в Сеуле и AKOM.

За художественную часть отвечал арт-директор Дима Маланичев, ранее работавший в Clascy-Scupo над «Ох уж этими детками!». А супервайзером раскадровки числился Расул Азадани, также работавший над «Русалочкой», «Красавицей и чудовищем» и «Аладдином». Именно ему авторы причисляют заслугу создания кинематографичного вида ленты.

Для анимации зверей в сцене, когда Мардж и Гомер остались одни в доме на Аляске, был привлечён Джон Померой – ветеран диснеевской анимации, в том числе очень долго проработавший вместе с Джоном Блутом.

Характеризуя общий стиль Симпсонов, авторы называли её «анимацией без стандартов и клише». В плане же общего производства ленты Сильверман отметил, что он очень рад, что прошло так много времени, чтобы сделать этот фильм. «Компьютерные технологии [улучшились] на каждом уровне – от комбинирования изображения до монтажа голосов. Мы никогда не смогли бы сделать подобного в 93-м», – сказал он. А ведь именно тогда был первый реальный шанс создания фильма, когда эпизод четвёртого сезона Camp Crusty угрожал излишне разрастись.

Первой сценой, над которой началась работа, стал пролог с Щекоткой и Царапкой. Она же стала последней законченной сценой всего фильма – работа над ней завершилась за неделю до начала проката. Причём было уже так поздно, что материал для доработки не отправляли в Южную Корею, как весь остальной фильм, а полностью нарисовали в США.

Дело, конечно, было не в том, что это был сложный элемент для производства. Просто фильм постоянно переделывался. С самого начала было запланировано, что пролог будет сделан в разрешении 1,85:1, а весь остальной фильм – в более привычном для полнометражного кино 2,35:1. Правда, в итоге его сделали в ещё чуть более квадратном 1.77:1, чтобы разница перехода была заметнее, а сам фильм чуть-чуть сплющился до 2,39:1. Все были уверены, что так фильм и должен начинаться, но в итоге именно эта часть переделывалась больше всего.

В создании рисунков использовались планшеты Wacom Cintiq с возможностью мгновенной заливки, благодаря чему все наброски становились доступны в цифровом виде. И сами они были более наглядны, чем обычные чёрно-белые зарисовки. В целом технологии позволяли делать анимацию невероятно быстро – так, как не было бы возможно, по прикидкам авторов, ещё три года назад. Что делало ленту в том числе и очень гибкой для всевозможных изменений, которые случались чуть ли не каждый день. Эта часть полностью противоречит тому, как делается сериал. Там есть сценарий – и всё, рисуй.

Не раз в фильме использовали как вспомогательный элемент трёхмерную анимацию, где двухмерные объекты вертикально расставляли как домино. Последнее особенно заметно в сцене в машине после церкви и когда мы впервые видим разъярённую толпу. В ней, кстати, задействовано свыше 320 персонажей. Самые известные были в начале и конце, редкие – в середине. Плюс там также затесался Фрай из «Футурамы» и орк из «Властелина колец».

Хотя в целом качество и проработка только росли – скажем, в отличие от сериала, у героев теперь всегда были тени – но без пары хитростей не обошлось. Когда Гомер в церкви, скрестив пальцы, говорит: «гей, гей, гей…», его губы не совпадают с голосом. Стив Мур, заметив это, хотел исправить оплошность, но его отговорили, ведь так выходило забавнее. Такое же оправдание у аниматоров в моменте, когда деревенский дурачок Клетус бьётся о преграду. Мы дважды видим одну и ту же анимацию, но именно это и делает сцену смешной.

Каждую неделю с июня 2006 года проводились сессии звукозаписи. И это стал крайне изнуряющий опыт для актёров. Ярдли Смит отметила, что в первых сезонах всем приходилось работать по восемь часов в сутки, но теперь процесс так отладили, что в среднем стало хватать и четырёх. Однако при работе над фильмом всё снова свелось к полному рабочему дню. Самая трудная часть была у Джули Кэвнер – её монолог Мардж к Гомеру перезаписывался больше ста раз.

Но больше всех истощён оказался Дэн Кастелланета. Он говорил, что чувствовал себя пожарным – настолько часто надо было снова приезжать на звукозапись из-за каких-либо изменений. Также, чтобы избежать излишней мрачности, создатели попросили Кастелланету зачитать голосом Эйба Симпсона пророчество, ранее предназначавшееся Мардж.

Было и много гостевых записей. Green Day очень вовремя написали письмо, что хотели бы попасть к «Симпсонам». Правда, в итоге на утрясение всех деталей их появления в кино ушло восемь месяцев. Том Хэнкс записал свою роль в трёх разных интонациях, а само его появление держалось в секрете. Немало камео не попало в фильм, в том числе от Минни Драйвер, Айлы Фишер и Эрин Брокович. Изначально роль парня, не знавшего, остаться под куполом или нет, озвучил Эдвард Нортон. Он очень умело пародировал Вуди Аллена, но в итоге его голос заменили. Однако оставили придуманную им шутку про Венецию.

Рекламная кампания проекта по максимуму скрывала сюжет. Вышедший в марте 2006-го вместе с «Ледниковым периодом 2: Глобальным потеплением» тизер не содержал ни кадра анимации, попавшей в фильм. Ни слова о сюжете не сказали и пара роликов, вышедших уже в ноябре того же года. Лишь появившийся в феврале 2007-го трейлер давал знать хоть что-то, попутно умело пародируя штампы роликов к экшен-фильмам. «Было забавно наблюдать за тем, как долго мы могли держать его в секрете», – говорил Брукс, в шутку добавляя: «мы всегда боялись выдать фальшивый сюжет, который мог оказаться лучше настоящего».

Говоря же об ожиданиях фанатов, он отметил, что «лишь немногое заставляет циркулировать кровь в венах сильнее, чем чьи-то слова: ”Готов поспорить, это будет лучшая вещь на свете!”». Эл Джин же добавил, что если бы он почувствовал ещё большее давление, то стал бы алмазом.

На тестовых показах в Портленде, родном городе Мэтта Грейнинга, и Финиксе, авторы просили людей никому не раскрывать сюжета. И, судя по всему, тысячи посмотревших охотно согласились. В целом реакция на показах была положительная, но после всё равно была вырезана масса вещей. Чуть не попала под нож шутка, когда люди из церкви побежали в паб и наоборот – но одинокий душевный смех на одном из показов спас её.

В целом от начала производства до итогового продукта было вырезано так много материала, что, по словам Грейнинга, его бы хватило ещё на два фильма. Всё это делалось ради лучшего погружения в историю и максимальной плотности шуток.

Одним из поздних решений также оказалось полное изменение внешности Раса Каргилла. Причём оно сильно аукнулось авторам со стороны Burger King, уже успевших сделать 150 тысяч игрушек героя.

Больше всего авторов беспокоил возрастной ценз. В начале производства шутки были грубые и жёсткие, но по ходу работы создатели всё же нацелились на рейтинг PG-13. В итоге его получению могла помешать только сцена с мимолётной обнажёнкой Барта Симпсона. Создатели уже придумали запасной план с цензурной плашкой «доступно только в европейской версии фильма», но она не пригодилась. Американская киноассоциация дала заветный рейтинг с первого раза и заодно в строке обоснования вердикта написала про «сплошь неуважительный юмор». Это авторы сочли за комплимент.

Похоже, что игра в молчанку и многокомплексная и изобретательная рекламная кампания дали плоды, потому что фильм был крайне успешен в прокате. Его итоговые мировые сборы остановились на 527 миллионах долларов, что сделало его самой успешной двухмерной анимацией в истории после «Короля льва». Надо ли говорить, что для проекта с бюджетом 75 миллионов об окупаемости не было и вопроса?

У продюсеров был очень продуманный контракт со студией Fox – в частности, сценарий не мог быть запущен в производство без личного одобрения Джеймса Л. Брукса и Мэтта Грейнинга. Так что, хоть студия и просила авторов заняться продолжением, в 2014 году Брукс без лишних прелюдий ответил, что пока никакого сиквела в разработке нет. Тем не менее, вскоре эпизод The Man Who Came to Be Dinner сняли с 24 сезона как возможный фундамент для второй части, но он всё же вышел двумя сезонами позже.

Разговоры о продолжении всё не утихают, и даже совсем недавно, в июле этого года, как раз во время десятилетнего юбилея выхода «Симпсонов в кино» в мировой прокат, Сильверман высказал заинтересованность в создании продолжения.

Впрочем, Симпсоны второй раз уже посещали кинозалы. А именно в 2012 году, когда вместе с четвёртой частью «Ледникового периода» вышла короткометражка «Симпсоны: Мучительная продлёнка» с младшей дочкой в главной роли. Причём многие из создателей пришли на неё именно от «большого брата». Например, режиссёр Дэвид Сильверман, арт-директор Дима Маланичев и даже композитор Ханс Циммер. Так что, можно надеяться, что, когда придёт время собраться вновь уже для полного метра, никто не потеряется.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here