Египетский фарс
30-е годы ХХ века. Богачка Линнет Риджуэй (Галь Гадот) отбивает красавчика-жениха Саймона Дойла (Арми Хаммер) у своей подруги (теперь бывшей) Жаклин (Эмма Маккей). Невзирая на истерики последней и её отчаянное сталкерство, молодожены хорошо проводят время и в свой медовый месяц отправляются в Египет, собирая на пароходе «Карнак», плывущему по Нилу, давних друзей и знакомых.
Естественно, там окажется и Джеки, что в результате приведёт к трагедии, а именно – к убийству. Но на пароходе присутствует ещё один важный гость, легендарный сыщик Эркюль Пуаро (Кеннет Брана), от чьих детективных талантов не скроется ни один преступник.
Давний любитель Шекспира Кеннет Брана в 2017 году внезапно решил освежить в памяти зрителей имя писательницы Агаты Кристи, взявшись за новую постановку «Убийства в Восточном экспрессе». А заодно обновил внешний образ Эркюля Пуаро при помощи невообразимых усищ (ради объяснения генезиса этой двухрядной швабры под носом здесь был снят целый эпический пролог), придающих ему облик пародийного барона Мюнхгаузена.
Вышло кино броское и в кассовом плане успешное, однако классический детективный сюжет то и дело портили эксцентрика, театральность, павильонная искусственность и чрезмерная шекспировщина, достигавшая пика в финале. Тем не менее, Брана решил, что всё делает правильно и потому следующим пунктом в путешествиях Пуаро выбрал экзотический Египет. Он решил порадовать аудиторию и красочной картинкой, и звёздным составом, и детективной интригой.
Книга Кристи последний раз адаптировалась для большого экрана в 1978 году: шибко выдающейся лента Джона Гиллермина совсем не была, расследование в ней шло посредственно, однако кино смотрелось легко благодаря кастингу, живым натурным съёмкам и общему очарованию старомодности.
Брана же в свою версию вновь привносит не нужные классическому сюжету нововведения, ошибочно принимаемые им за свежие и оригинальные. У него персонажи танцуют чуть ли не тверк (а загар предусмотрительно получают задолго до поездки в жаркие края), аристократка Линнет при удобном случае принимает позу омара где-то на задворках египетских храмов, естественные природные красоты заменяются цветисто-пошлой компьютерной отрисовкой, а стройность происходящих событий и аккуратная цепочка расследования превращены в суматошную кашу, словно постановкой Агаты Кристи вдруг решил заняться пьяный Баз Лурман.
Да, картина 1978 года страдала от обилия слабых образов и недостаточно внятных мотивировок, равно как и от недостатка саспенса. Однако Брана очень вяло компенсирует это непременной инклюзивностью, бестолковым ритмом, гротеском и гиперболизацией, отчего элегантный детектив часто превращается в китчевый фарс.
Многие актёры к тому же работают посредственно. «Чудо-женщина» Галь Гадот предстает в роли улыбающегося манекена, ещё пока не «отменённый» Арми Хаммер отчаянно переигрывает с образом слащавого мачо, Брана/Пуаро пафосно отвлекается на собственные любовные страдания, а кое-кто не запоминается вообще. Разве что очень неплохи Эмма Маккей в роли одержимой истерички Джеки и Софи Оконедо в качестве певицы Саломеи Оттерборн.
Зрителя, не знакомого ранее с сюжетом и развязкой, кульминация вряд ли удивит, поскольку Брана подводит к ней уж слишком суматошно и порывисто, не позволяя получить удовольствие от предоставленной загадки.
Однако аудитории, которой понравилось «Убийство в Восточном экспрессе», наверняка приглянётся и «Смерть на Ниле». Пару лишних баллов в копилку фильма, позволяющих вытянуть общую оценку на слабую тройку, всё же вносит эффект красочного аттракциона, способного отвлечь от неприятных мыслей вечером выходного дня. На что-то большее это кино претендовать не может.