Малое количество датских режиссёров могут похвастаться мировой известностью. Для зрителя важность их вклада в искусство зачастую скрыта. Авторов с интереснейшими работами куда больше, чем тех, чьи имена на слуху. И сегодняшний герой – один из них: скрытный, но с очень любопытными проектами.
Особый акцент Симон Стахо делает на людях потерянных – сбившихся с пути или вовсе решающих его закончить. Не менее важно для него охватить весь культурный пласт Скандинавии. Интегрируя актёров из разных северных стран и выбирая разные концы этих самых стран для съёмок, у него получается каждый раз воссоздать уникальный и аутентичный образ быта конкретного уголка Скандинавии. Причём ясно становится, в парадигме какой страны снят фильм, ещё в его начале. И понятно это не по языку (Стахо снимает и на шведском, и на датском) и не по локации, а по точной передаче национальной манеры общения.
Заскочил в кинематограф Стахо на волне популярности датского кино. В 90-е. Именно в тот момент, когда «Догма 95» смогла перетянуть на свою родину внимание мирового сообщества. Его первый фильм «Заблудившийся» уже был с интернациональным актёрским составом и снимался у подножия исландских фьордов.
От Дании был Мэс Миккельсен с Николаем Костер-Вальдау (его-то герой и потеряет всё, включая самого себя, однажды ступив на скользкую дорожку), от Исландии – Нукака Костер-Вальдау (на тот момент уже как год состоящая в браке с Николаем) и Палина Йонсдоттир.
Сюжет, построенный на встрече старых знакомых, сдружившихся в своё время на фоне совместных тусовок и разошедшихся из-за невозможности ведения подобного образа жизни, может показаться проходным на эмоциональном уровне. Однако Стахо умеет буквально из ничего сотворить дубль культовой сцены из «Необратимости» Гаспара Ноэ. Той, что в подземке. Только в фильмах датчанина ничто не располагает к трагедии, но она постоянно случается и тяжело переносится.
В начале уже нового века режиссёром был поднят извечный вопрос: как женщина может досконально понимать мужчину и быть с ним, если они даже на биологическом уровне устроены по-разному? Вариация на тему увидела свет в коротком метре «Сейчас» с таким же кросскультурным актёрским составом из шведа Микаэля Персбрандта (герои которого ещё не раз потеряют себя и всё, что им дорого в работах Стахо) и датчанина Миккельсена, появившегося в последний раз у автора.
Персбрандт будет главным действующем лицом ещё в трех фильмах Стахо. В том числе и в следующем. Его героя в «Дне и ночи» мы будем видеть исключительно в пределах машины. По сути, она – единственное что у него в конечном счёте осталось, ведь даже его самого у него теперь нет, не говоря уже о семье. Фильм начинается с закадрового голоса: «11 сентября 2003 года мужчина по имени Томас покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову». Зная финал, мы катаемся ещё с живым человеком за сутки до его смерти, в надежде, что люди, к которым он заезжает проститься, смогут изменить ход событий.
Беспокойство от просмотра работ Симона Стахо достигает своего предела, когда зритель подбирается к «Дэйзи Бриллиант». Немалая заслуга автора – умение переносить бытовые обстоятельства из жизни на экран, да так достоверно, что от назойливого, безутешного детского рёва начинает раздражаться не только его измученная мать (шведка Нуми Рапас), но и сам зритель. Он же остерегается и её отчаяния, задерживая дыхание в ожидании выбора героини между семьёй и сомнительной актёрской карьерой. К слову, последующие фильмы Стахо не приблизятся и наполовину к тому уровню тревоги, что задала «Дейзи».
Видимо, для самого режиссёра предыдущий фильм тоже стал негативно-кульминационным, потому что после него он начал оттаивать, но настороженность по отношению к людям не оставил. Откровенная несостоятельность «человека как человека» покинула его сюжеты, но не сделала героев счастливыми.
В его видении «Сцен из супружеской жизни» Бергмана – в «Сердце небес» – диалог из разряда «абы да кабы» на тему измены во имя собственного счастья смог переругать две семьи, уличив неявные мнения супругов по поводу. Было бы в его стиле завершить всё трагично, но, видимо, насытившись минором, режиссёр решил впустить в свою вселенную безрассудное прощение, а вместе с ним – и вечную любовь. Об этом свидетельствует название последующего фильма «Кругом любовь», снятого в нехарактерном жанре. Настолько Симон Стахо вошёл в благополучную для своего эмоционального состояния фазу, что расщедрился на мюзикл о развязных подростках.
Начинается новый этап, охарактеризованный не только появлением толики надежды в фильмах, но и переходом в другую, но смежную профессиональную сферу. Построение мизансцены меняется. Киноактёры всё больше начинают действовать согласно театральному жанру и заметно это становится ещё при просмотре «Сердца небес». Однако в случае Стахо театральность придаёт аутентичности, из-за чего кухонные разговоры кажутся ещё более реалистичными, обрекающими зрителя на сочувствие.
Вышло так, что театр проник не только в кадр, но и в жизнь режиссёра, сделав его театральным постановщиком в 2014 году. Причём неизвестно, повезло ли с новым штатным режиссёром одному конкретному театру или нескольким, потому что Стахо поставил спектакль и в Орхусском театре, и в одном из заведений Копенгагена.
Стахо получал гранты (в том числе имени Бергмана и по обратной бергмановской траектории дошёл до театра), работал с архивными материалами, но сегодня затих, скромно анонсируя в своей социальной сети выход дебютной книги «Natten er en kiste af sort ild». Преданному зрителю, наверное, будет приятно узнать от издателя, что новое средство взаимодействия с аудиторией, то есть книга, впитала в себя исходные авторские качества – кинематографичность, жестокость и отчаяние. Хотя всё это уже потеряло смысл из-за потери Стахо как постановщика.
Будучи режиссёром и сценаристом собственных фильмов, Стахо никогда не ставил перед собой задачу создать витиеватый сюжет, показывающий исключительные в мировой истории события. У него в приоритете всегда была демонстрация жизни приближенной к усредненному значению, и, наверное, благодаря этому стремлению, зритель так и сопереживал герою, переставая отличать жизнь от экрана.