Нежеланная слава

Бостон, апрель 2013 года. Обычный работяга, Джефф Бауман (Джейк Джилленхол), желая вернуть любимую, участвующую в бостонском марафоне, отправляется туда в качестве зрителя. Он вооружается самодельным плакатом, чтобы подбодрить Эрин (Татьяна Маслани), и ждёт её на финише. Внезапно происходит взрыв, в результате которого Джефф теряет обе ноги. «Сильнее» – маленький, но страшно болезненный рассказ о теле, духе и мудрости.

Авторы фильма не ведут речь о теракте как о заказе глобального капиталистического класса, или о том, что атака была театральной постановкой. Нет, Дэвид Гордон Грин, режиссёр развеселых комедий «Ананасовый экспресс» и «Нянь», иллюстрирует трагедию одного рядового гражданина, далёкого от грязной политической возни. Терроризм – война, в которой погибают ничего не подозревающие люди.

Ядро любой драмы, повествующей о тяжёлом вставании с колен, – шаблонная история о поиске сил и победе над ударом судьбы. Потеряли вкус к жизни? Приуныли? Вот вам душераздирающий и вдохновляющий фильм, основанный на автобиографии жертвы террора. Но, благо, «Сильнее» – не очередная гуманистическая драма о правах человека и войне, протаскивающая патриотизм. Драма Гордона Грина – помесь «Ржавчины и кости» и «Форреста Гампа». Герои картины не становятся святыми, а камера не демонстрирует телесную боль нараспашку. «Сильнее» чуть тоньше, оттого сильнее, невзирая на то, что режиссёр всё же действует наверняка.

Авторы стараются избежать пафоса. Уклониться удаётся. Почти. Страдальческий характер картины портит лишь жизнелюбивый финал, где всё-таки звучит та самая воодушевляющая речь (дескать, террористы нас не победят), пусть и не из уст главного героя. Джефф Бауман – не икона. Точнее, публика делает из него икону, символ, мученика. Даже потеряв ноги, он смеется, шутит. Живой, и слава богу. Не иначе как чудо! Джилленхол предстаёт в образе скромного парня, кого обычно называют nice guy. Общество величает Баумана героем, но он знает, что всего-то оказался не в нужном месте не в нужное время. Джеффа приглашают выйти на лёд во время матча Кубка Стэнли, но он, размахивая перед ликующей толпой флагом бостонской команды, чувствует себя жутко неловко и нелепо. А кто-то дерзит, обвиняя Баумана в продажности – сыграл в кровавом спектакле ради признания. Режиссёр намекает на внутреннюю тревогу персонажа, а не кричит о ней. Не каждый выживший – герой.

Картина волнующая, серьёзная, и где нужно, забавная. Бауман постоянно ругается с хлопочущей Эрин и зависает с друзьями-товарищами в кабаке – работать негде, да и кому он нужен без ног. Печальная, нежеланная слава, которой он сторонится, ломает Баумана, поэтому он пьёт, забывая о заботе Эрин, которая вернулась к нему то ли из-за любви, то ли из-за жалости, то ли из-за вины. Фильм соткан из таких грустных и трогательных нюансов, которые улавливаются в лицах персонажей, а не в бравадных лозунгах и речистых исповедях. Прекрасна и ужасна хотя бы одна сцена в больнице, где Джеффу снимают повязки, но в кадре ног не видно – в фокусе лица людей, а изуродованное тело замылено. Дэвид Гордон Грин делает выбор в пользу внутреннего мира, а не внешнего, поэтому камера обнажает не отрезанные ноги, а душу и настроение самонадеянного, безответственного и порой незрелого человека.

На фоне страдальческого персонажа Джилленхола может затеряться Татьяна Маслани, которая принимает на себя весь драматизм. Именно Эрин, будучи самым близким человеком, даже ближе пьющей матери, наслаждающейся каждым появлением сына на телеэкране, «стирает грязное бельё» упрямого Джеффа. Повседневные дела, вроде сходить в туалет или помыться, становятся для него невозможными. Настоящая мощь картины – как раз в маленьких, повседневных мгновениях, когда Джефф и Эрин вместе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here