В конце 90-х годов ещё никому не известный режиссёр-клипмейкер Гай Ричи снимает свой первый полнометражный фильм. Никто и подумать не мог, что дебют режиссёра-самоучки может стать культовым.
Ричи всё же имел к тому времени опыт режиссуры игрового кино. После нескольких удачно снятых рекламных роликов и музыкальных клипов Ричи в 1995 году снимает короткометражный фильм «Трудное дело». В этом же году он пишет сценарий полнометражного фильма, предысторией к которому и являлось «Трудное дело».
Реализовать мечту британскому режиссёру удаётся не сразу из-за отсутствия финансирования. Только через три года жена певца Стинга актриса Труди Стайлер согласилась помочь, разглядев в начинающем режиссёре потенциал. «Трудное дело» впечатлило обоих именитых супругов. По поводу Гая Ричи Стинг сказал: «Я видел короткометражный фильм Гая и был восхищен его энергетикой. Мне нравится, как он изображает насилие. Я не люблю беспричинную жестокость. Мне кажется, гораздо более интересно, когда насилие скорее подразумевается, нежели непосредственно изображается на экране».
В 1998 году на экраны вышел первый полнометражный фильм Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола», который сразу обрёл множество поклонников по всему миру. Критики же в своём мнении разделились.
Одни ругали фильм и режиссёра за плагиат и заимствование манер у Тарантино и Родригеса, с чем нельзя не согласиться. Другие утверждали, что Гай Ричи ушёл дальше этих режиссёров в их же жанре. Но одно стало понятно сразу: мир профессионального кинематографа пополнился ещё одним автором с ярко выраженным творческим почерком.
В центре сюжета «Карт…» четверо авантюрных друзей, мечтающих о деньгах. Каждый накопил 25 тысяч фунтов стерлингов и готов вложить их в общее дело, суть которого – обыграть в карты местную мафию. Эдди – прекрасный игрок, более того, он прекрасно отслеживает реакции людей, как бы они их ни скрывали. Друзья даже не сомневаются в его победе, однако не всё так просто в делах с мафией. В итоге Эдди не только проигрывает все деньги, но и остаётся должен. Единственный возможный вариант достать деньги ребята видят в ограблении своих соседей, которые в свою очередь грабят наркодилеров с серьёзными попечителями.
В фильме несколько отдельных групп персонажей: главные герои, их соседи, наркодилеры, люди Гарри Топора, банда мистера Ломщика и другие. Каждая группа действует по-своему, у каждой свои цели, каждая имеет свою сюжетную линию.
Структура фильма похожа на паутину: все сюжетные линии завязываются в один клубок, который трудно распутать. А выход из ситуации – кульминационная сцена, которая обрубает чуть ли не все концы – занимает в фильме около минуты. Именно это так и раздразнило критиков, ведь это излюбленная схема Тарантино.
Джейсон Стэйтем до знакомства с Гаем Ричи работал уличным продавцом. В самом начале картины ему пришлось сыграть самого себя в бывшей ипостаси.
Но, в отличие от Тарантино, Гай Ричи скрывает насильственную кульминационную сцену, хотя она явно подразумевается. Зритель ничего не видит, вся сцена происходит в его воображении. Об этом и говорил Стинг. Гай Ричи лишь показывает результаты, чтобы у зрителя, который отожествляет своё воображение с экранной реальностью, не возникло сомнений в достоверности произошедшего. Эта игра режиссёра с воображением зрителя лишь ещё больше вовлекает последнего в происходящее и заставляет сопереживать главным героям.
Вторая особенность, отличающая «Карты, деньги, два ствола» от классических в нашем понимании криминальных картин, – ирония. Гай Ричи строит её на противопоставлениях. Самая серьёзная сцена посредством музыки, мимики актёров, мизансцены, подаётся комической, а самая, казалось бы, глупая снята по канонам лучших триллеров и боевиков. Как ни странно, подобные противопоставления не портят фильм, что было бы вполне закономерным и логичным исходом, а наоборот – придают ему особый лоск и даже изящество. Отсутствие закономерности, неожиданность, проявляющиеся не в сюжете, а в его подаче, увлекают, а грань, на которой удерживается режиссёр, возводит его работу в категорию искусных.
Возвращаясь к сравнению Гая Ричи с Тарантино, можно сказать, что если Тарантино создаёт жестокость, о которой шутили, то Ричи шутит над этой жестокостью.
«Карты, деньги, два ствола» получили несколько наград, среди которых приз зрительских симпатий на наградах Британской академии в 1999-м году и награда MTV Movie Awards лучшему режиссёру-новичку. Помимо этого, «Карты» стали дебютом для некоторых актёров – например для популярного сейчас Джейсона Стэйтема.
После выхода на экраны «Карты» буквально сразу стали объектом для подражания среди зрителей. Элегантность британского боевика сделала фильм поистине культовым: «Время обрезов прошло, сегодня люди хотят дальнобойности», – заявляет персонаж фильма Ник Грек в исполнении Стива Маркуса.
Подобная утончённость проявляется уже в названии. К сожалению, перевод не может точно передать всю игру слов. Оригинальное название «Lock, Stock and Two Smoking Barrels» основано на английской идиоме, соответствующей русскому выражению «всё и сразу», дословно «замок, приклад и и два дымящихся ствола». Идиома сопряжена с английским фразеологизмом «smoking gun», что означает «явная улика», «бесспорное доказательство».
Гай Ричи никак не мог определиться с концовкой фильма, поэтому её пришлось снимать несколько раз. Именно по этой причине голову Тома покрывает головной убор. За время, прошедшее с момента, казалось бы, окончательного завершения съёмочного процесса, актёр успел отрастить волосы и наотрез отказался их укорачивать.
Если говорить о соответствии русского названия картине, то «Карты, деньги, два ствола» идеально подходит – оно точно передает ритмику и стиль работы Ричи, к тому же главные события выстраиваются вокруг карт, денег и двух стволов.
Первый же фильм Гая Ричи зарекомендовал своих создателей: режиссёра, продюсера, оператора, актёров, как профессионалов. «Карты, деньги, два ствола» – культовый фильм, послуживший отправной точкой для популярных сегодня кинематографистов.