Человек свободный

Молодой поэт из Буркина-Фасо Биконтин решает пересечь свою страну. По пути он встречает разных людей, чьи судьбы переплетаются в причудливый клубок из несбывшихся надежд, утопических мечтаний и нестерпимой боли.

Тома Санкара – революционер, государственный деятель из Буркина-Фасо, которого в СМИ очень часто называют «африканским Че Геварой». Он был убит 15 октября 1987 года в ходе государственного переворота, устроенного его соратниками. Но и сейчас, спустя почти тридцать три года после смерти Санкары, его наследие продолжает жить.

Призрак бывшего президента Буркина-Фасо до сих пор витает над страной. Это видно по людям, которые встречаются на пути Биконтина, это ясно из их рассказов: незамысловатых, изящных, поэтических, весёлых и смешных.

Люси Вивер окончила сценарную мастерскую Киношколы La Fémis и успела поработать ассистентом режиссёра у Мати Диоп, Отара Иоселиани и Рабеха Аммер-Займеша. Действие её документального фильма происходит после народного восстания, которое случилось в октябре 2014 года.

События конца двадцатого века и начала двадцать первого сплетаются, но сравнение былого и дней сегодняшних происходит тонко и осторожно. Автор не делает громких заявлений – она смотрит в прошлое и настоящее с позиции простого человека. Ее герои – Биконтин и жители Буркина-Фасо. Они необъективны, наивны, зачастую не имеют ясно выраженной политической позиции, но искренни в своих суждениях и помыслах.

Дух Санкары, марксиста по убеждению и национального героя по факту, обнаруживается в милой, по-особенному доброй продавщице канцелярских принадлежностей, в повидавшей и плохое, и хорошее школьной учительнице, в полуразрушенных зданиях и пыльной дороге, по которой перемещается протагонист.

Мысли о свободе и всеобщем счастье соседствуют в картине с возвышенными строками Биконтина. Четверостишия молодого человека полны страдания, обиды, а также любви, радости и счастья.

Кадры, на которых главный герой движется вперёд, осторожно оглядывается по сторонам и мечтает о лучшей доле для себя и своих соотечественников, перемежаются эпизодами архивных видеозаписей. На них – сцены того самого восстания и увлечённое лицо Санкары. Далеко не новый в кинематографе способ сопоставления двух величин (в данном случае – прошлого и настоящего) поднимает и без того высокий эмоциональный фон истории на новый уровень.

Потрясающие флора и фауна западноафриканской страны, медитативный темп, в котором ведет свой рассказ Вивер, а также меткие метафоры (в одной из сцен следующий в прекрасное завтра поезд улетает в космос – неприкрытое иносказательное заявление, что для свободного, честного и влюблённого в жизнь человека нет преград) превращают постановку в жизнеутверждающее полотно, говорящее не только о трудностях одной конкретной страны, но прежде всего о проблемах всего человечества.

Фильм был показан на фестивале Doker.

ОЦЕНКИ
Для глаз
7
Для ума
6
Для сердца
8
Предыдущая статьяВ Москве пройдет 5-й международный фестиваль экспериментального кино MIEFF
Следующая статьяДовод. Рецензия
Перманентно рефлексирующий графоман, эмпат-старовер со склонностью к эстетике прекрасного.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here