Примитивный фрейдизм

Ричард (Сергей Нечипоренко) работает в модном столичном журнале. После прихода нового главного редактора он оказывается на грани увольнения. Но тут ему подворачивается интересный материал – он спасает девушку Дашу (Татьяна Журавлёва) на мосту от самоубийства и постепенно выясняет, что её и её маленького брата преследуют таинственные люди, которые при помощи групп смерти в сети доводят подростков до самоубийства. Ричард решает убить двух зайцев – помочь девушке и подготовить острый репортаж. Но он ещё не знает, куда приведёт его расследование…

В наших краях страшное жанровое кино почти не приживается. Попытки создать отечественную хоррор-школу пока не увенчались успехом, но некоторые удачные работы есть и у нас, например, триллеры Николая Лебедева, отразившие настроения людей «проклятых 90-х».

Решил внести свой вклад в популяризацию страшного кино и молодой режиссёр Никита Мазин. Несмотря на то, что ему только 20 лет, «Сайбирия» – уже вторая его полнометражная работа. Съёмки проходили на малой родине Мазина в Иваново ещё в 2020 году, но в прокат лента вышла лишь в декабре прошлого года.

Сайбирия

Сюжет отсылает зрителя в ещё более дальнее время, в 2016 год, когда в обществе поднялась шумиха, спровоцированная статьёй о группах смерти в СМИ. Насколько обоснованной была паника в обществе из-за якобы существующих групп смерти, где подростки играют в «Синего кита», так и осталось загадкой. В то время полиция даже арестовала каких-то радикалов из интернета, но дали им чуть больше 3 лет.

Тем не менее, всё, что плохо для реальной жизни (верить в конспирологию, как известно, моветон), хорошо для триллера. А если ещё создателям удаётся привязать своё детище к реальным событиям, так, чтобы зритель мог проводить аналогии с современностью, то почти половина успеха, считай, в кармане. Ведь ничто не пугает больше, чем собственное воображение, создающее химер иногда на пустом месте.

Сайбирия

«Сайбирия» снята в клиповой эстетике и поначалу смотрится с интересом благодаря удачно выстроенному действию, без длиннот, но зато с затравкой для зрителя – от чего же прячется вовремя спасённая Даша? Повествование разворачивается под закадровый комментарий Ричарда. Но если поначалу его рассказ сопровождает ирония, подкрепляемая визуальным отображением вариантов его поступков, то вскоре комментарий перестаёт выглядеть оправданным. Закадровый голос не сообщает ничего, что мы не могли бы увидеть сами, и просто пересказывает происходящее.

Тем не менее, интерес режиссёру удаётся поддерживать вплоть до последней трети, во многом благодаря элементам детектива, ведь Ричард сам решает сыграть в игру «Синий кит». Никита Мазин довольно подробно воссоздал загадочного «Синего кита» из представлений о нём из СМИ. Впрочем, до раскрытия лиц, стоящих за созданием групп смерти, и их возможного противостояния с Ричардом, дело так и не доходит.

Сайбирия

Вместо этого режиссёр решил рискнуть и придумал неожиданный финал. Но неожиданный он лишь в контексте самого сюжета, а в целом такой поворот не раз встречался в американских триллерах. Грамотно подвести к концовке и, что самое главное, гладко вплести её в ткань повествования Мазин не смог, в результате чего чувствуешь себя обманутым. Зачем было городить огород конспирологии, приплетать тему дружбы между маленьким братом Даши и Ричардом, в котором тот увидел недостающего отца? Ответов нет, а есть лишь финал в духе примитивного фрейдизма и побег героев в США.

Итогом желания создать непредсказуемое действие стало то, что «Сайбирия» моментально потеряла всю свою загадочную оккультно-экстремистскую атмосферу и превратилась в очередной банальный триллер а ла рюсс. И уже становится неважным значение её необычного названия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here