Вне времени
Третья часть трилогии «Назад в будущее» посвящена излюбленной теме американцев – Дикому Западу, где на фоне Долины монументов скачут индейцы и ковбои, потом эти же ковбои и фермеры с дамами в пышных юбках отплясывают под музыку кантри – аутентичная Америка. И это не только экскурс в историю, а отражение той искренней любви американцев к своему прошлому, которой может позавидовать рядовой европеец, корней не помнящий.
Янки вообще очень искренни в своих привязанностях, так же они полюбили и Марти (Майкл Дж. Фокс) с доком (Кристофер Ллойд) – посланцев из будущего, которые призваны напомнить о том, что дружба, любовь, справедливость – понятия вне времени и пространства. Любимых героев отпустить очень сложно, и в 1991-1993 годах ещё будет выходить мультсериал, но это уже другая, отдельная история.
Когда дело касается многочастных фильмов (сиквелов, приквелов, спин-оффов и так далее) сложно не сравнивать части между собой, хотя каждая из них – это отдельное вполне себе самостоятельное кино. Почему третья часть «Назад в будущее» – последняя? Наименее удачная? Не оправдала надежды зрителей или создателей, небольшие сборы?
Сборы, на самом деле, упали более чем в два раза по сравнению с первой частью, да и Майкл Дж. Фокс, игравший подростка Марти МакФлая, уже подошёл к тому возрасту, когда как-то неловко играть детей (в 1990-м ему было уже 29). Авторы вовремя остановились, но вовсе не потому, что кино стало хуже, просто только соблюдая меру можно оставить свой след в истории кинематографа. В принципе, ничего бы не изменилось, поменяй части местами, всё равно были бы первая, вторая и третья. К последней интерес зрителя спадает просто потому, что это уже третья часть.
Трилогия «Назад в будущее» – это единый организм, дверь в особый мир, а для зрителей – замочная скважина, в которую можно подсмотреть, как нужно фантазировать.
Тема Дикого Запада замечательно раскрыта, без заигрывания с собственной историей, без ура-патриотизма, со здоровой долей самоиронии, с цитатами и отсылками. Роберт Земекис и Боб Гейл, подобно одному из своих героев – гению-ученому, – создают теорию, строят макеты, рисуют схемы, а потом всё это воплощают на экране. Проблема «нарушения пространственно-временного континуума» – довольно философский вопрос и в серьёзных книжках имеет трагические последствия, но будущее может быть трагичным и без путешествий во времени, так что – какая разница?! Пусть Марти с доком бороздят пространство и время, подкармливая наше скудное воображение байками о гостях из будущего (ну или прошлого).
Иногда кажется, что американцы отличаются поверхностным мышлением – а как иначе объяснить их порой неоправданный оптимизм? Но некоторые из них всё же умеют пользоваться этим оптимизмом, чтобы не создавать трагедии на пустом месте, чтобы двигаться вперёд, чтобы наслаждаться жизнью. Вот и вышла трилогия такой лёгкой, интересной, но в то же время не пресной, не банальной, где, не давясь слезами, зритель может узнать кусочек истории, подумать о сущности времени, расширить кругозор, просто оглядываясь по сторонам, замечая приметы своего времени, времени своих родителей, бабушек и дедушек, посмеяться и просто хорошо провести время. Когда кино отвечает запросам практически любого зрителя, оно – шедевр. И не надо пугаться видимой лёгкости, всё зависит от того, над чем мы сами готовы задуматься.