Каскадный ливень, тяжёлые волны океана, которые укрощает бесстрашный сёрфер, и Киану Ривз в обтягивающей футболке, могущественно сжимающий ружьё на полицейском стрельбище. Третьей картине Кэтрин Бигелоу, «На гребне волны», уже 25 лет, но она до сих пор даёт зрителю прилив ударного драйва.

Джонни Юта (Киану Ривз) – молодой стоик, агент ФБР, который идёт на задание под прикрытием с бурчащим коллегой Энджело Папасом (Гэри Бьюзи). И если зритель надеется увидеть громыхающие перестрелки и остросюжетные погони в стиле «Схватки» или «Города воров», то стоит слегка притормозить, потому что сперва нас ждёт Юта в мокром гидрокостюме с сёрферской доской в руках. Теория полицейских гласит: искомые грабители банков занимаются сёрфингом. И Юта готов обучаться искусству катания по волнам, чтобы поймать преступников. В то же время новый коллектив и глава Джонни Юты Бен Харпен (Джон МакГинли) воспринимают его как неопытного, туповатого молокососа.

На гребне волны

Просветление – то, что цепляет внимание зрителя и будоражит Бодхи (Патрик Суэйзи) – сёрфера, главного злодея и экзистенциального антигероя фильма. Он настолько убедителен и дерзок, что даже агент ФБР попадает под его чары. Грабители носят резиновые маски президентов Рейгана, Никсона, Картера и Линдона Джонсона и ловко разоряют банки. Уходят шустро и безобидно. И персонажу Киану Ривза – пареньку, желающему самоутвердиться, придётся противостоять ребятам, которые страдают манией величия и одержимы революционными идеями нонконформизма.

Предводитель невозмутимых безумцев Бодхи – мистика и преступник. Его шайка грабит банки, чтобы поддержать собственный жизненный азарт и спортивную страсть, а после двигаться дальше, когда меняются сезоны. Юта втягивается в доверие к банде и даже влюбляется в бывшую девушку Бодхи, Тайлер (Лори Петти). Правда, влюблённость представляется для агента лишь цепным звеном, чтобы добраться до самого Бодхи, но волей-неволей Джонни поддаётся психологической метаморфозе. Природа – вода, воздух, огонь и земля – могут смять и сокрушить человека, однако сёрферам она даёт волну, которую они дружно хватают и усмиряют. Один на один с природой-матерью. Для бесноватого персонажа Патрика Суэйзи природа – образ духовный, религиозный, и этой вере он учит Юту. А Киану есть Киану. Герой слегка унылый, но внушительно самоуверенный. К концу десятилетия Ривз также снимается в двух самых больших боевиках за последние 20 лет – кипучей «Скорости» и легендарной «Матрице».

На гребне волны

После того как Кэтрин Бигелоу стала первой женщиной, притронувшейся аж к двум статуэткам «Оскар» за военную драму «Повелитель бури», у публики появился интерес к её ранним картинам, в том числе к «На гребне волны». Бойкий боевик об экстремалах-мыслителях может и не быть шедевром вроде «Крепкого орешка» или «Безумного Макса 2: Воина дороги», но его суть и некоторые части прекрасны. Фильм жестокий и внезапно угрожающий.

Разумеется, «На гребне волны» – не то кино, которое требует углубленного анализа. Когда Бодхи узнаёт, что Юта – секретный агент, должен ли тот лететь куда-то с бандой и позволить Бодхи упаковать его парашют? Порой основания действий героев бесплодны. Джонни Юта находится в ловушке заклинания Бодхи, и этим всё сказано. Чувство среды становится сюжетной необходимостью, поэтому в фильме географической информации показано настолько много, насколько это возможно. Атмосферная история соткана из лирических изображений пляжа и океана, умело схваченными оператором Дональдом Питерменом, привлекательными людьми и, несомненно, экстримом: сёрфингом, свободным падением в небе и ограблениями банков. Независимо от того, кажется сёрфинг беспечным занятием или нет, Бигелоу иллюстрирует спорт с тенью переживания и страха. Вместе с героями зритель взволнованно ловит волну жизни в поисках бесконечного путешествия.

На гребне волны

Нагло-смелый антигерой Суэйзи говорит, что если человек желает острых ощущений, ему придётся заплатить высокую цену. О какой цене толкует Бодхи и сможет ли Джонни Юта выжить во внушающий ужас переломный момент? Кэтрин Бигелоу очевидно увлечена крутыми и бешеными персонажами, которые живут опасно по личным философским догматам. Бодхи и его товарищи – не люди действия. На экране люди мысли, выбирающие действие как инструмент выражения своих убеждений.

«Речь никогда не шла о деньгах. Речь о том, что мы выступаем против системы. Системы, которая убивает человеческий дух. У нас есть высшая цель. Мы хотим отомстить за мёртвые души, которые находятся в этих железных гробах. Мы должны показать, что человеческий дух жив!»

На гребне волны

Глубинные думы о братстве, несправедливости, эскапизме и свободе добавляют киноленте о полицейских и ворах славное значение, что позволяет проникнуться преступными актами бандитов и финальным противостоянием, учитывая весь несообразный характер сюжета.

Чистой воды экшен определяется мужественностью – жанр, где оголённый торс и огнестрельное оружие являются двигателем, а грубость и нахальство – его топливом. Мужчины ведут себя браво и несгибаемо на фоне людей помягче, чтобы утвердить личное превосходство. «На гребне волны» имел кассовый успех и получил высокую оценку зрителей. В чём, собственно, особенность ленты? В союзе Джонни и Бодхи. Они проверяют и уважают друг друга. Такие отношения выступают за рамки «добра» и «зла». Напротив, их братания рушат традиционную формулу экшена. Кэтрин Бигелоу исследует эмоциональный конфликт – почему Бодхи и Юта настолько поглощены достижением жизненных крайностей, почему они так решительно идут на судьбоносную опасность и почему они настолько увлечены друг другом. Между прочим, женщины здесь не только играют второстепенную роль, их почти не существует. Единственная женщина – короткостриженная, плоскогрудая Тайлер. Бигелоу намеренно лишает девушку сексуальности. Она – часть мужского общества. Так что дуализм остается главной чертой сюжета.

На гребне волны
Со съёмок

Впрочем, то, что боевик всё ещё заслуженно жив у нас в умах, говорит о том, что у него есть ноги, чтобы дошагать до сегодняшнего дня. «На гребне волны» чувствуется свежей, вневременной кинолентой, лишённой больших взрывов и гор трупов в стиле типичных боевиков 80-х. В фильме есть и безбашенная стрельба, и беготня по дворам и узким переулкам Лос-Анджелеса, и прыжки с парашютом. История с мощным посылом о любви, всепрощении и дружбе представлена виртуозно и выразительно, а зловещие, задумчивые композиции Марка Айшема лишний раз сдабривают нигилизм и недоверие персонажей. Фильм Кэтрин Бигелоу с философским дискурсом и размышлениями о пределах закона и порядка остаётся в высшей степени увлекательным. И разве не в этом ли изначальный смысл кино?

Невозможно говорить о «На гребне волны» и не упомянуть его недавний одноимённый ремейк. Дабы сделать добротный боевик, важны не только остросюжетные, навороченные сцены экшена, но и обаятельные персонажи. В картине Бигелоу зритель мог себе позволить питать слабость к герою, который привык жить по правилам, и злодею, который любые правила отвергает. Оба имеют ясные, циничные и заманчивые намерения, а их отношения немного увиливают в сторону гомоэротики, становясь мишенью для насмешек. Теперь примите всё сказанное и смойте в унитаз – получите бесхребетный ремейк от Эриксона Кора, оператора фильмов «Расплата» и «Форсаж». «Речь никогда не шла о деньгах», – говорит Бодхи в фильме Бигелоу. Нет, нет! В новом «На гребне волны» авторы в погоне только за деньгами и ничем большим, поэтому переделка культовой классики 90-х получилась безжизненной, бессмысленной и глупой.

На гребне волны

«На гребне волны» Кэтрин Бигелоу совершенный антипод ремейка – бандитская романтика, жаркие калифорнийские пейзажи, поэтическая звуковая дорожка и грохот волн оказывают некое спиритическое влияние. Уникальное ассорти из детективного боевика и драмы о поиске души. Скажем, Бигелоу иллюстрирует наиболее дивную сцену союза Юты с его новыми друзьями и одновременно врагами. Герой Ривза прыгает с самолёта и пускается в свободное небесное плавание. Именно здесь рассказ достигает метафизического значения, ибо смертный возведён в роль ангела, в то время как камера поглядывает вниз, погружая зрителя в сердце действия.

«На гребне волны» – не лучшее кино всех времён и народов, но это исключительно драматичный боевик, который найдёт отклик у любого поколения. Классика, которую нельзя переделывать, но нужно обязательно смотреть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here