В минувшем году режиссёры-выпускники Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (ГИКИТ) смогли снять сразу два фильма при стопроцентном финансировании Министерства культуры РФ. 

Прошлый год для ГИКИТ был ознаменован большим событием – впервые сразу два полнометражных фильма киностудии института «Кит Дебют», «Лапин» и «110», по итогам питчинга в Министерстве культуры получили полное государственное финансирование.

Наталия Горина

Для каждого начинающего режиссёра-выпускника ГИКИТ это значимое достижение, поскольку выпускная работа студента петербургского киновуза – всегда лишь короткометражный фильм. Как отметила председатель художественного совета, заведующая кафедрой продюсирования кино и телевидения ГИКИТ Наталия Горина, чем раньше молодой режиссёр придёт в реальное кинопроизводство, тем успешнее будет его дальнейшая карьера, поэтому киновуз должен всемерно содействовать запуску дебютных полных метров в производство. Горина выступила генеральным продюсером обеих картин.

«Когда я пришла работать в «Кит Дебют», я первым делом просмотрела все сценарии полнометражных фильмов, созданные нашими выпускниками-драматургами. Драматурги, в отличие от режиссёров, звукорежиссёров, защищаются со сценариями именно полнометражного фильма. Так я и выбрала сценарий картины “Лапин” нашей выпускницы Анны Петровой, который показался мне самым готовым и в большей степени затрагивающим проблемы молодёжи нашего времени», – поделилась Горина.

Главный герой «Лапина» – юный москвич, который из-за развода родителей вынужден переехать с матерью в провинциальный город и тяжело привыкать к новой жизни. У парня есть мечта – уехать в Канаду к отцу, который не готов к приезду сына, живёт своей жизнью и кормит сына обещаниями. Переживая эту драму, привыкая к новой обстановке, новому окружению, герой взрослеет и превращается из заносчивого подростка в мыслящего, вдумчивого человека.

Лапин

Сценарий второго полнометражного проекта, «110», принёс сам режиссёр, выпускник мастерской Константина Лопушанского в ГИКИТ Илья Михеев.

По сюжету ученица 10-го класса престижного лицея добровольно уходит из жизни. Её одноклассники решают умолчать о возможных причинах. Мама одной из подруг погибшей, Виктория, известный в городе адвокат, берётся защищать главного подозреваемого. У её дочери Алисы сдают нервы, и девушка теряет голос. Отношения матери и дочери сильно портятся, особенно в свете того, что Виктория вынуждена вызвать Алису на допрос.

Как пояснил Илья Михеев, его первоочередная задача была – показать взаимоотношения матери и дочери, тему взросления. Второй план – социальная тема школьного буллинга.

110

«Ранее выпускникам давали возможность получить только 80 процентов государственного финансирования дебютного фильма, а в прошлом году поддержка, к нашей большой радости, была стопроцентной», – подчёркивает Наталья Горина.

По её словам, дебют должен быть сделан максимально профессионально и дать молодому режиссёру возможность работать в кинопроизводстве так, как это делают все большие режиссёры на больших продюсерских студиях. Поэтому в процессе работы над фильмами дебютанты были окружены мастерами своего дела. Так, задействованный в съёмочной группе картины «110» молодой оператор Алексей Зайков снял уже несколько больших проектов. Над проектом работала и опытный художник-постановщик Юлия Уверих. Одну из основных ролей исполнила Елизавета Боярская, которой очень понравился этот глубоко авторский проект. Главную, первую для себя, роль исполнила молодая актриса Полина Цыганова.

110

Фильм «110» получил приз на фестивале «Зимний» за лучшее визуальное решение, а также приз за лучшую женскую роль, доставшийся Цыгановой.

«Мы довольны и взрослыми, и молодыми исполнителями, которые здесь играют лицеистов. Актёров искали очень тщательно: прошло много проб, и, несмотря на то, что, с продюсерской точки зрения, нам было не очень выгодно вывозить главных актёров на съёмки из Москвы, они больше подходили на эти роли, и мы пошли на этот шаг», – поделилась Горина.

Как отметила генеральный продюсер обеих картин, в фильме «110» чувствуется взгляд режиссёра Ильи Михеева, но есть и влияние его наставника – советского и российского режиссёра и сценариста Константина Лопушанского. Мастер выступал в качестве художественного руководителя, посещал съёмочную площадку и неоднократно давал ценные советы.

110

«Замечательно, что государство поддерживает дебютные фильмы. Это даёт нам надежду, что из всех многочисленных талантливых молодых людей вырастут настоящие профессионалы российской киноиндустрии, которые представят новые большие фильмы для нашего зрителя», – считает Наталия Горина.

Сейчас в производстве продюсерской студии «Кит Дебют» находится ещё один фильм выпускницы мастерской Константина Лопушанского в ГИКИТ Анны Волконской «Социализация», получивший субсидию Министерства культуры. Примерный срок начала съёмочного процесса – конец лета 2024 года. Картина выйдет в следующем году.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here