Мужчинам тут не место

В 1770 году в Бретане происходит удивительная история – художница Марианна (Ноэми Мерлан) влюбляется в одну из своих натурщиц. Опечаленную смертью старшей сестры Элоизу (Адель Энель) знакомство с портретисткой очень быстро возвращает к жизни. Зарождающее чувство проходит проверку на прочность – царящие в социуме строгие нравы не допускают подобных взаимоотношений.

Смешивать работу и личную жизнь не слишком хорошо. Все это знают. Наверняка известно об этом и Селин Сьямма – ученице Ксавье Бовуа и автору «Сорванца» и «Девичества». Однако это не помешало французскому режиссёру пригласить в свой новый фильм бывшую возлюбленную, актрису Адель Энель («Людоеды», «Один король – одна Франция»).

«Портрет девушки в огне» – нежная история первой любви, не только деликатно и весьма поэтично рассказывающая о прекрасном чувстве, но и поднимающая проблемы гендерной дискриминации, а также места женщины в обществе.

Героини ленты не случайно помещены в эпоху Просвещения. Но XVIII век – лишь фон. Несомненны параллели с днём сегодняшним. Третья волна феминизма оказала значительное влияние на кинематограф, а также заставила вспомнить, что сильно изменившееся за последние двести с лишним лет положение женщин в семье, политике и на работе всё ещё остаётся довольно незавидным. Мир полон глупых предрассудков – и подобные «Портрету девушки в огне» картины мало-помалу их рассеивают.

Содержательно полотно Сьямма – древнегреческий миф о роковой любви Орфея и Эвредики; в фильме есть вербальное и невербальное тому подтверждения. В соответствии с каноном удивительный роман ни для кого не пройдёт бесследно. Душевные раны героинь – результат превратностей судьбы и итог сложившейся в социуме системы отношений.

Отличная операторская работа Клер Матон («Незнакомец у озера», «Мой король»), пустынные пейзажи западной Франции, призванные показать одиночество персонажей, и эффектные картины, служащие для демонстрации психологического состояния Элизы и Марианны, отсутствующая большую часть хронометража закадровая музыка (лишь в прологе и эпилоге звучит «Лето. Гроза» Антонио Вивальди) углубляют историю, заостряя все и без того острые углы.

Многое в фильме передаётся через полутона. Очень важна в этом отношении работа ведущих актрис. И Ноэми Мерлан («Бумажные флаги», «Куриоса»), и Адель Энель полностью справляются со своими задачами. Марианна предстаёт уверенной в себе женщиной, которая неожиданно для самой себя перевоплощается из хищника в жертву, но лишь для того, чтобы затем вновь стать гордой победительницей. В свою очередь Элоиза постепенно расцветает и к горько-сладкому финалу рассказа, навевающему ассоциации с недавним «Зови меня своим именем», превращается из прекрасного утёнка в ещё более прекрасного лебедя.

Первый мужчина появляется в кадре ближе к концу, а диалог Марианны с одним из друзей её отца не оставляет никаких сомнений в позиции автора – любовь априори прекрасна, а любое её проявление не должно порицаться. К счастью, постановщице хватает таланта не сбиться на нравоучительный тон. Она не подбрасывает поленья в разгорающийся огонь, оставляя тому самому «решать», что останется, а что будет сожжено дотла.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here