Подростку из Нью-Йорка Майлзу Моралесу исполнилось пятнадцать лет, и он пытается совмещать учёбу с супергеройскими делами под маской Человека-паука.
Появляющийся на горизонте новый злодей Пятно поначалу кажется не слишком серьёзным врагом. Но со временем он, а также вновь объявляющаяся Гвен-паук с Земли-65, запускают цепь событий, которая может привести к коллапсу мультивселенной.
Если вышедший в 2018 году «Человек-паук: Через вселенные» был динамичным и остроумным проектом, который по-новому показал знакомую многим историю, то его продолжение лишь преумножило достоинства оригинала. Герои первой части раскрылись с неожиданных сторон, а драматические краски ещё больше сгустились.
Сюжет «Человека-паука: Паутина вселенных» развивается в Spider-Verse – единой вселенной, объединяющей все альтернативные версии заглавного героя.
В последнее время мультивселенная Человека-паука становится таким же знаковым (и значимым!) явлением в мире анимации, какой для большого кино уже успела стать мультивселенная Marvel. Это открывает множество возможностей. Авторы могут использовать разные версии героя, сталкивать их друг с другом, разворачивать историю и её таймлайн в какое угодно направление, а также усложнять, усложнять, усложнять.
Именно этим в сиквеле и занимаются Джастин Томпсон, Жуакин Душ Сантуш и Кемп Пауэрс. На посту коллективного режиссёра они сменили Питера Рэмзи, Боба Персичетти и Родни Ротмана. Зритель знаком с этими специалистами по таким анимационным проектам, как «Аватар: Легенда об Аанге», «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» и «Душа».
Их «Человек-паук» – многоуровневое творение. В произведении хватает резких поворотов сюжетных линий, а его темп порой кажется слишком стремительным.
Но динамичные и красочные сцены действия уравновешены сентиментальными диалоговыми эпизодами, а за историей увлекательно следить, особенно если знать фоновую информацию о франшизе, то есть канон.
Кстати, герои ленты постоянно его вспоминают. Впрочем, это слово они произносят, наделяя его совсем иным значением. Так «Паутина вселенных» наполняется метасмыслом, что одновременно и отличная шутка, и особенность фильма.
Проект пестрит отсылками к трилогии Сэма Рэйми, другим фильмам о Человеке-пауке и комиксам Marvel. Есть даже упоминание знаменитого интернет-мема. Фан-сервис заботливо встроен в структуру картины. Впрочем, иногда кажется, что его слишком много.
Однако бронебойные экшен-сцены отвлекают от этого. Они стремительны, невероятно изобретательны и потрясающе нарисованы.
Картинка стилизована под комиксы и различные направления изобразительного искусства. Вселенные, в которые попадают протагонисты, созданы таким образом, будто любая из них нарисована разными художниками. Каждый стиль соответствует эмоциональному фону конкретного мира.
Так, Земля-65, где живёт Гвен Стейси, напоминает работы импрессионистов, Мумбаттан, в котором персонажи встречают ещё одного Паука, Павитра Прабхакара, вдохновлён графической новеллой «Человек-паук: Индия», а Нуэва-Йорк с Земли-928 основан на неофутуристических иллюстрациях геймдизайнера Сида Мида.
Интертекстуальность «Человека-паука» поражает воображение. Авторы отдают дань уважения творчеству легенды киноэкспрессионизма Фридриха Мурнау и адаптируют к реалиям Майлза Моралеса китчевое искусство, активно задействуют тушь и гуашь, а также цитируют едва ли не все значимые комиксы про Человека-паука.
А отчасти рок-н-рольный, отчасти электронный саундтрек Дэниэла Пембертона (сериал «Чёрное зеркало», «Агенты А.Н.К.Л.», «Суд над чикагской семёркой»), который написал музыку и для оригинала, задаёт хулиганское настроение. Драйвовый, он почти ни на секунду не умолкает, меняясь от вселенной к вселенной, но сохраняя при этом магистральную линию хулиганского авантюристического приключения.
Каждый из Пауков запоминается, дух захватывающей одиссеи по невообразимым фантастическим мирам околдовывает, а выделяющаяся в отдельный подсюжет романтическая линия Майлз – Гвен очень удачно ложится в канву повествования.
Интересен в новом «Человеке-пауке» детерминистический подход. Если, к примеру, Marvel использует истории мультивселенной в основном для того, чтобы расширять повествование и держать публику в постоянном напряжении, то «Паутина вселенных» на первый план выдвигает простой и нехитрый тезис: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир – пусть лучше он прогнётся под нас».
Это удачно коррелируется с проблемами взросления главных героев. Сепарация от родителей, первая влюблённость и первая потеря, идентификация себя как самостоятельной личности, поиск источников самоуважения попадают под объектив внимания режиссёрского трио.
А открытый финал (третья часть эпопеи должна была выйти весной 2024 года, но из-за забастовок сценаристов и актёров её премьера отложена на неопределённый срок) ничуть не портит впечатление от этой мрачной, но весёлой, сложной, но простой, беззаботной, но наполненной по-настоящему взрослыми мыслями анимационной картины.