В 2009 году вышел документальный фильм «Бухта». Он рассказывал об отлове дельфинов у берегов Японии и сопутствующей ему бойне, в результате которой животных, непригодных для водных парков развлечений, убивали. Активисты за права животных, которые стали героями картины, разработали рискованную шпионскую операцию, позволившую им снять саму бойню, чего решительно не хотели местные власти, и продемонстрировать эти шокирующие кадры миру.
В основном «Бухта» сосредоточилась именно на убитых млекопитающих, и у зрителя могло создаться впечатление, что тем дельфинам, что были направлены в парки развлечений, несказанно повезло – они выжили, их будут кормить, за ними будут ухаживать, они будут радовать ребятишек своими великолепными трюками и вызывать улыбки на лицах взрослых. Режиссёр-документалист Габриэла Каупертвэйт не смотрела «Бухту», но, спустя три года после её выхода, именно она сняла фильм, который стал логическим продолжением истории об отлове китообразных для индустрии развлечений, и рассказала о судьбе выживших животных. Как оказалось, повезло им совсем ненамного.
Если посмотреть работу Каупертвэйт под названием «Чёрный плавник», можно подумать, что она – ярая активистка за права животных чуть ли не с младых ногтей. На самом деле всё наоборот – Габриэла какое-то время снимала программы для канала Animal Planet, которые в основном были даже не про братьев наших меньших, а про людей, посвятивших им жизнь, и на этом её связь с темой заканчивается. Она никогда не испытывала особого интереса или любви ни к касаткам, которые стали героями её фильма, ни к животным вообще. Более того, история «Чёрного плавника» возникла из противоположного чувства, ведь именно страх перед одним из животных побудил автора начать исследование, почему один из обитателей американского парка развлечений «Водный мир» убил свою дрессировщицу, с которой у него, как казалось, было полное взаимопонимание и гармония.
Об этой трагедии Каупертвэйт узнала из статьи в прессе и, когда первый шок прошёл, она начала осознавать, что совсем не понимает, почему касатка это сделала. Режиссёр сама была на подобных представлениях, в том числе водила детей. Ей всегда казалось, что животные любят делать трюки, что они находятся в очень тесных и тёплых взаимоотношениях со своими дрессировщиками и никогда не смогут причинить им вред. Объяснения случившегося, которые давались в прессе, Каупертвэйт не удовлетворили. Тогда натура документалиста взяла над ней верх – она начала собственное расследование, ещё не зная, что оно выльется в её новую картину. Картину, не проклинающую огромную касатку-убийцу по имени Тиликум, а наоборот – защищающую её.
Во время исследования китообразных, Габриэла Каупертвэйт узнала много удивительного об их биологических особенностях. В том числе о том, что у них много общего с человеком – они могут испытывать те же эмоции, у них есть материнский инстинкт, они умеют горевать. Главным же её открытием стало то, что заточение в парках развлечений катастрофически сказывается на их здоровье – у китов возникает плавниковая гниль, а морские львы очень быстро слепнут из-за не подходящего для них баланса кислотности в воде. Также у животных сильно меняется поведение вне их естественной среды, и инциденты, когда касатки убивали или пытались убить своих дрессировщиков, на самом деле случаются очень часто. Однако в картину вошла лишь малая часть собранной Каупертвэйт информации. Ей пришлось выбирать, и в итоге она решила сосредоточиться на том, что изначально привело её к этому расследованию – на касатках и их дрессировщиках.
Когда режиссёр определилась со структурой фильма, пришло время собирать видеоматериал. Ей были нужны любые видео, снятые в сети парков развлечений «Водный мир» – как красочных представлений с улыбающимися детьми, так и грустных съёмок после шоу, когда работники парка сталкиваются с настоящим физическим и эмоциональным состоянием животных. Каупертвэйт особенно интересовали тревожные моменты проявления агрессии касаток к человеку.
Каупертвэйт использовала все мыслимые пути для получения подобных материалов, начиная с архивов местных и общенациональных новостных программ и заканчивая личными материалами обычных посетителей «Водного мира». Но одно ограничение у режиссёра всё-таки было – она не стала даже пытаться получить доступ к записи убийства той самой дрессировщицы, с которой началась история «Чёрного плавника». Она решила не использовать материал не только потому, что семья погибшей была против его демонстрации, но и для того, чтобы иметь возможность показать фильм любой аудитории, в том числе её детям.
Несмотря на то, что в «Чёрном плавнике» есть много очень тревожных кадров и его даже иногда позиционируют как триллер или фильм ужасов, картина получила возрастной рейтинг PG-13 и даже была показана на CNN, так что в конечном итоге мягкость Габриэлы оказалась очень дальновидной и полезной для общего вклада в дело борьбы за права животных.
И зрителям, и критикам очень нравится, когда в документальном фильме представлены две позиции – чтобы смотрящий сам мог выбрать на какую сторону встать, – и изначально Каупертвэйт планировала построить свою картину именно так, включив в неё мнение представителей «Водного мира». Она была полна искреннего желания выслушать их, поскольку до конца не могла поверить, чтобы эта компания, дарящая радость тысячам детей и их родителям, могла потворствовать зверскому отношению как к животным, так и к дрессировщикам. Она верила, что существует рациональное объяснение, что руководство «Водного мира» сможет прояснить ситуацию.
Однако представители компании сказали, что подумают перед ответом, а после полугода ожиданий заявили, что комментариев не дадут. Уже после выхода «Чёрного плавника» и шума, который он наделал, «Водный мир» всё-таки заговорил. Спикер компании сказочно описал журналистам CNN те усилия, которые они прилагают для помощи касаткам, и то, сколько у них различных программ, спасающих морских животных. И это не ложь – у «Водного мира» действительно есть подобные проекты, но компания не вложила в них ни цента. Программы предназначены исключительно для животных, которые не используются в развлекательных целях. Их спасение проводится под покровительством «Водного мира» только для того, чтобы потом упомянуть об этом в щекотливых ситуациях, когда нужно перевести внимание с одной темы на другую.
Ещё до начала исследования Каупертвэйт, «Водный мир» покинуло множество дрессировщиков, поняв, что на самом деле там происходит, и что ни они, ни животные не дождутся помощи от вышестоящих лиц. Одним из них стал Джон Харгроув, для которого убийство дрессировщицы Дон Браншо также стало поворотным моментом в его деятельности. Джон долгие годы имел разногласия с руководством компании, но уйти с работы ему мешала мысль, что позаботиться о китах кроме него никто не сможет. После смерти Браншо и ещё одного дрессировщика Харгроув осознал, что «Водный мир» никогда не возьмёт на себя ответственность за их жизни, не говоря уж о жизнях касаток.
Однако самым ярким героем «Чёрного плавника» многие называют не одного из бывших работников «Водного мира», а колоритного парня Джона Кроу, который в семидесятых работал на судах, отлавливавших касаток. Каупертвэйт нуждалась во мнении человека, который уже занимался подобной деятельностью, но ей было очень сложно найти кого-то, кто бы согласился говорить на эту щепетильную тему.
Однажды режиссёру сказали, что есть человек, который бы наверняка согласился, но он тяжело болел и, наверное, уже покинул этот мир. Каупертвэйт всё же решила попробовать и позвонила каждому мужчине с именем и фамилией, названным ей одним из её источников. Когда она наконец дозвонилась нужному человеку, ответом на вопрос, говорит ли она с Джоном Кроу, было: «С тем, что от него осталось». Ещё не получив подтверждение, что он – тот самый человек, Каупертвэйт, услышав его приветствие, уже поняла, что она не ошиблась.
Кроу оказался очень важной фигурой для фильма, ведь он не только отвечает по телефону, как убеждённый циник, но ещё и выглядит как человек, которого ничто на свете не может тронуть. От этого его искреннее признание звучит только сильнее: он до сих пор чувствует вину за то, что делал.
Вклад «Чёрного плавника» в дело борьбы за освобождение как касаток, так и животных вообще полностью можно будет оценить ещё не через один десяток лет, но уже сейчас наблюдаются серьёзные тенденции. Положение «Водного мира» пошатнулось – люди, любившие посещать их аттракционы и посмотревшие работу Каупертвэйт, в своих аккаунтах в «Твиттере» и блогах клятвенно пообещали никогда больше этого не делать. Искренни в своих словах, может, были и не все, но доходы корпорации уменьшились на 5-6 процентов, что породило необходимость проведения массивной рекламной кампании для восстановления имиджа «Водного мира».
Но главная борьба ещё только предстоит, и вот как видит её один из героев фильма, бывший дрессировщик Джефф Вентре: «Не покупайте билет. Это заставит корпорацию изменить свою бизнес-модель. Используйте для просвещения людей всё что угодно, хоть мультики». Вентре считает, что подобные маленькие шаги, если они будут предприняты большинством людей, могут привести к тому, что рабство по отношению к животным отменят так же, как когда-то отменили его в Америке по отношению к чернокожим людям, закрепив их права в нормативных документах.
Вентре верит, что братья наши меньшие заслуживают этого: «Некоторые из них демонстрируют признаки самосознания. Они скорбят по своим детям. Они используют орудия труда и у них есть язык. У них есть своя культура». Габриэла Каупертвэйт с ним согласна и считает, что нужно немедленно остановить использование животных в развлекательных целях. Она верит, что рано или поздно человечество к этому придёт, и уже сейчас каждый может сделать свой вклад в этом направлении.