Остановись, мгновение
Классическая студенческая поговорка гласит: «Сначала ты работаешь на зачётку, а затем зачётка работает на тебя». Тот же принцип относится и ко многим кинематографистам: сначала они стараются сделать фильмы, как можно более понятные зрителю, а по достижении определённого возраста и статуса начинают делать всё, что им захочется, используя универсальную защиту «Я так вижу. Кому не нравится – их проблема». Увы, к этой когорте теперь спокойно можно приписывать и Терренса Малика.
Нельзя сказать, что «К чуду» – плохой фильм. Скорее, его проблема в том, что его режиссёру явно всё равно, хороший у него получился фильм, или нет. В нём нет ни внятного сюжета, ни хорошо выписанных персонажей, ни какой-либо очевидной морали.
«К чуду» – собрание мгновений из жизни нескольких людей, которые знакомятся, проводят друг с другом время, говорят на разных языках, расстаются, снова сходятся, а затем фильм заканчивается. Всё это снято то намеренно по-любительски, то по-настоящему живописно. Герои почти ничего не говорят, но много двигаются. Они кружатся, много кружатся. Видимо, в этом есть некий скрытый смысл, но понять его простым смертным, похоже, не дано. Как и не дано понять, что происходит в умах главных героев.
Здесь нет персонажей в полном смысле этого слова, есть лишь образы, имеющие человеческий облик. В «Древе жизни» ситуация была практически такой же, но с учётом глобальных масштабов повествования это было вполне естественно – на фоне зарождения вселенной нет времени на мелочи вроде отдельных личностей. «К чуду» – гораздо более приватная история, которая требует подробностей. Для понимания того, что переживают главные герои, мы должны понимать, кто они и почему они делают то, что делают. И тут одними загадочными закадровыми монологами не обойтись. Но режиссёру это явно не интересно. Ему гораздо интереснее следить за волнами, медленно накрывающими морской берег, чем за людьми, которые по этому берегу ходят.
Надо отдать автору должное: как собрание красивых картинок фильм определённо удался. Если включить его без звука, получится очень красивая полнометражная заставка. Но, увы, художественный фильм – это не картинки, а история, которую они рассказывают. В «К чуду», к сожалению, нам пытаются выдать одно за другое.