Пандора без даров

Очередной фильм о зомби? Кажется, так и есть. На плакате снова разрушенные, подёрнутые сепией города, название напрямую отсылает к предыдущему хиту в обозначенном жанре – «Войне миров Z». О том, что к картине Марка Форстера «Новая эра Z» не имеет ровным счётом никакого отношения, догадаться можно лишь по оригинальному названию. The Girl with All the Gifts – экранизация одноимённой книги Майка Кэри, ставшей в 2014-м году своеобразным глотком свежего воздуха в мире «ходячих», «голодных» и «грызущих».

Адаптировать роман британского автора к требованиям большого экрана необходимо было с чрезвычайной аккуратностью. Ведь продажи и рейтинги «Даров Пандоры» (локализованное название книги) обуславливались отнюдь не сюжетом, а удивительно искусным стилем повествования и мастерски раскрытыми персонажами. События же и сеттинг книги не представляли собой ничего особенного: постапокалипсис, военная база, эксперименты над детьми-полузомби в целях поиска вакцины и путешествие к мифическому «Маяку» по городам и весям. Создатели фильма подошли к первоисточнику бережно, но буквально: отсебятины на экране почти нет, но всё происходящее кажется сухим пересказом, бледной тенью написанного.

Режиссёр Колм МакКарти, приложивший руку сериалам «Острые козырьки» и «Тюдоры», в этот раз не нашёл ни одного запоминающегося визуального образа. Всё, что мелькает на экране – и толпы клацающих челюстями зомби, и поросшие мхом здания, и пыльные дороги – уже было в других картинах, и не раз. Фильм не отличается ни особым стилем, ни манерой съёмки, ни спецэффектами. В нём гораздо больше «пустот», чем диалогов или экшена.

Новая эра Z

Однако было бы ошибочно говорить об атмосферности происходящего. Оттого, что герои, по большей части, молчат, создаётся впечатление, что все они – лишь обед для голодных монстров, и на их месте мог бы быть кто угодно. Если в книге отношение к персонажам постоянно менялось, если мотивация каждого была ясна и в финале возникала непреодолимая жалость по поводу нелепых смертей, то в фильме самой «живой» оказывается полумёртвая девочка Мелани. Пятнадцатилетняя Сенниа Нануа переиграла всех именитых актёров вместе взятых, даже обладательницу двух «Золотых глобусов» Гленн Клоуз. Юная актриса одним лицом передаёт почти всю проблематику истории: человек она или омерзительная тварь? Болезнь человечества или его будущее?

Однако сколько бы талантливой ни была исполнительница главной роли, ей не под силу прикрыть собой зияющие дыры в логике повествования и придать глубину другим персонажам. Зрителю не объясняется, почему мисс Джастино (Джемма Артертон) хочет погладить зомби-девочку по голове, а доктор Колдвелл (Клоуз) хочет эту голову раскромсать на тестовые образцы. Зрителю не предоставляется возможности сначала возненавидеть, а потом зауважать сержанта Паркса (Пэдди Консидайн). Зрителю кажется нелепым, что рядовой Галлахер (Фисайо Акинаде) пошёл добывать провиант в одиночку и попал в западню.

Новая эра Z

Если в книге каждый герой становился по-своему близок, а отношения между ними раскрывали тот или иной аспект основного конфликта, то экранные персонажи вызывают лишь скуку или раздражение. Более того, их поведение (а как следствие – и смысл происходящего) можно истолковать совершенно противоположно изначальному замыслу Майка Кэри. Если писатель заканчивает на позитивной ноте, что лучшее в людях всё-таки выживет при зомби-апокалипсисе, то молчаливый финал Колма МакКарти можно назвать и цинизмом, и приговором человечеству. И это вряд ли авторское видение, скорее уж недосмотр.

Экранизация, хоть и обещала быть как минимум ящиком Пандоры, на поверку оказалась пустой. Фильм вторичен – под стать своему российскому названию и безликому постеру, – и поневоле задумываешься, что локализаторы в кои-то веки попали пальцем в небо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here