Повесть о киллере

Режиссёр Уолтер Хилл давно является если не классиком, то признанным американским постановщиком. В основном он работает в остросюжетных жанрах, в которые внёс вклад не меньший, чем Джон Форд, Брайан Де Пальма или Стивен Спилберг. Вроде бы любая работа такого постановщика обречена на зрительский успех, однако российские дистрибьюторы его фильма «Пуля в голове», очевидно, не были уверены в коммерческом успехе постановки, так как переименовали ленту в «Неудержимого», что сразу создало о ней ложное впечатление.

«Неудержимый», разумеется, не имеет ничего общего с популярной трилогией боевиков старого стиля «Неудержимые», кроме разве что участия Сильвестра Сталлоне, который в очередной раз играет хладнокровного наёмного убийцу. Слай находился не только в отличной физической форме (на момент съёмок ему было 66), но также и в неплохой актёрской. Имея с детства частично парализованное лицо, Сталлоне оказался одним из лучших исполнителей из всей плеяды героев экшена 1980-1990 годов, доказательством чего служат многочисленные награды и номинации на актёрские работы. Вот и в «Неудержимом» он убедительно изображает человечного наёмного убийцу с кодексом чести Джимми «Бобо» Бономо. У него есть дочь, которую он любит и оберегает. Так что симпатию к главному герою испытать легко.

Постановка Хилла частично перекликается с другими боевиками со Сталлоне – «Специалистом» (1994) и «Наёмными убийцами» (1995), но при этом не кажется подражательной. Слай, который работал и режиссёром, и сценаристом, не единожды писал сценарии с нуля или же правил уже написанные, приспосабливая их под себя, так что изображение маргиналов, отщепенцев, людей, противостоящих обществу, но при этом по-своему справедливых, стало уже частью его стиля. Персонажи Сталлоне никогда не бывали плохими до конца, а их отношения с семьёй и миром часто были запутанными и во многом враждебными.

Но и сам Уолтер Хилл – автор, отлично знающий, что хочет увидеть на экране. Множество раз он снимал неоднозначные криминальные триллеры, где главные герои вынуждены сотрудничать со своими антиподами («48 часов» – классический комедийный боевик Хилла). Вот и в «Неудержимом» напарником наёмного убийцы парадоксально оказывается принципиальный полицейский детектив Тэйлор Квон (Сон Кан), ведущий расследование против тех же людей, которых преследует Джимми, стремясь отомстить за убийство напарника.

Мотив мести много раз использовался в кино, так что едва ли можно припомнить все фильмы о «мне отмщение и аз воздам». Однако, как говорил Уильям Шекспир, «в литературе шесть сюжетов, а остальное – импровизации на темы». Всё зависит от таланта художника, его умения по-новому взглянуть на избитую тему, найти оттенки.

Уолтер Хилл во многом справился с этой задачей. Его фильм лихо смонтирован, но не в клиповой манере, а скорее в духе Нового Голливуда (вторая половина 1960-х – первая половина 1980-х), где сочетались визуальные достижения новой волны, ориентация на зрелищность и исследование щекотливых, часто табуированных тем.

В отличие от типичного голливудского мейнстрима (к которому принадлежит тот же «Специалист»), «Неудержимый» пытается исследовать личность киллера, которого сама жизнь подтолкнула ступить на криминальный путь, сойти с которого весьма непросто. Если фильм Артура Пенна «Бонни и Клайд» (1967) романтизировал преступников, показывал в их криминальном вояже вызов затхлому пуританскому миру, то, к примеру, «Пустоши» Терренса Малика скорее показывают, что путь криминала саморазрушительный и приводит только к тюрьме или смерти.

Вот и Бобо четыре раза сидел, не имеет друзей, нормальной семьи, поскольку не может позволить себе подвергать жизнь близких опасности. Авторы избежали ненужного мелодраматизма в его отношениях с дочерью. Лиза в исполнении интересной актрисы Сары Шахи, американки испано-иранского происхождения, не связана с криминалом, имеет мирную профессию татуировщика, пережила трудное детство, но при этом не ненавидит отца, а даже понимает его и старается объяснить его психологию Квону, мечтающему арестовать Джимми после завершения задания.

А вот главный злодей, мистер Киган (Джейсон Момоа), наоборот, кажется версией главного героя из альтернативной реальности – он также быстр и хитёр, но не мучается рефлексией. Это человек, который убивает не ради денег, как Бобо, а потому, что ему это нравится. В связи с этим сложно не удержаться от восхищения захватывающе снятой финальной дракой на топорах – она способна впечатлить даже того, кому работа Хилла показалась недостаточно динамичной, несмотря на все визуальные ухищрения американского мастера.

Для Сталлоне и Хилла «Неудержимый» – не вершина карьеры, но не потому, что фильм чем-то плох – наоборот, он представляет собой экшен с человеческим лицом, если можно так выразиться. В их фильмографиях есть работы сильнее, однако, сравнивая с почти параллельно снятым «Возвращением героя» (2013) с Арнольдом Шварценеггером, сложно не отдать предпочтение фильму Хилла. Пусть в нём меньше действия, но зато сама история отличается драматическим подходом, ведь финал – вовсе не акт мести, а разрешение сложных взаимоотношений полицейского и наёмного убийцы. Они должны быть классической парой герой – злодей, но это в кино, а вот в жизни бывает по-всякому. Иногда справедливость выше закона.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here