– Я всегда говорил, что спасти нас может чудо. Это и произошло!
Россия. 90-е. В Якутии обнаруживают самый большой в мире алмаз. В результате цепочки событий он оказывается в руках у мафиозо Козюльского (Армен Джигарханян).
Но вскоре «крёстный отец» теряет трофей – им завладевает опасный рецидивист Василий Кроликов по кличке Музыкант (Валерий Гаркалин).
За алмазом начинается настоящая охота. По следам Кроликова идёт не только Козюльский, но и правоохранительные органы, а личная драма Василия лишь увеличивает градус напряжения.
Можно ли предположить, что снявший фильмы «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби» человек – автор фарсовой комедии «Ширли-мырли», действие которой больше напоминает постановки «Монти Пайтон», а не драматические произведения о непростых человеческих судьбах? Сложно ли представить, что режиссёр с серьёзной репутацией заставит Инну Чурикову играть роль вечно хмельной бывшей проводницы поезда дальнего следования Прасковьи Алексеевны, а Игоря Угольникова – следователя по особо важным делам Жан-Поля Николаевича Пискунова?
Согласитесь, фантасмагорический сюжет и абсурдистский, на грани пошлости, юмор, пусть и замешанный на вязкой метафорической консистенции, мало сочетаются с народным кино, с которым в первую очередь и ассоциируется автор картины Владимир Меньшов.
Парадоксально, но сумбур и страсти в духе мелодраматических бразильских сериалов объединились в произведение, которое очень ловко ухватило дух времени. Только, в отличие от криминальных постановок девяностых – начала нулевых, «Ширли-мырли» для изображения иконических героев использовало юмор, а не драму.
Идея картины принадлежит актёру, режиссёру и сценаристу Виталию Москаленко, одному из соавторов популярного в те годы телешоу «Оба-на!». Первоначальное название – «Ширли-мырли, шир-манирли, шир-матыркин, мур-мур-кин». Это цитата из одной частушки, которую часто любила напевать бабушка кинематографиста.
Ещё одним сценаристом выступил Андрей Самсонов, известный по работе в популярном подростковом сериале рубежа веков «Простые истины».
Работа над сценарием проходила в беззаботной атмосфере дружеских посиделок. На определённом этапе к проекту подключился Меньшов. Его позвали как опытного кинематографиста, готового помочь с редактурой текста. И Меньшову так понравилось написанное, что режиссёр согласился снять постановку сам!
Сократить название предложил он же. Меньшову также принадлежит мысль добавить число братьев-близнецов.
Каких братьев? Дело в том, что в ходе развития сюжета выясняется, что у Кроликова есть брат-близнец, с которым его разлучили в далёком детстве. И не один брат, а целых два. Или даже три!
Несмотря на нарочито нелепый сюжет, на фильм было выделено тридцать пять миллионов рублей – большие по тем временам деньги!
Актёра на главную роль не удавалось найти очень долго. В числе претендентов назывались звёзды первой величины: Александр Абдулов, Олег Табаков и даже Никита Михалков. Причём Табаков был первым выбором Меньшова. Однако выбор пал на преимущественно театрального актёра Валерия Гаркалина. На его кандидатуре лично настоял Москаленко.
Гаркалин сыграл в «Ширли-мырли» аж четырёх персонажей! Недалеко от него ушла Вера Алентова – она тоже взяла на себя четырёх героинь. Особенно колоритной у неё вышла американка Кэрол Абзац, всегда появляющаяся в кадре в свадебном платье.
А вот отказавшийся от главной роли Табаков воплотил на экране второплановый образ завзятого алкоголика Суходрищева. Ещё в 70-е актёр играл в комедийной пьесе «А поутру они проснулись…», по сути исполняя в ней развёрнутую роль Суходрищева. Потому участие в «Ширли-мырли» превратилось для него в праздник: Табаков по полной программе дурачился и веселился на съёмочной площадке.
Помимо Алентовой и Табакова, в фильме поучаствовала целая россыпь звёзд, причём многие из них появились в небольших, нехарактерных для себя ролях. Так, Нонна Мордюкова стала сотрудницей ЗАГСа, Лев Борисов – мафиозо Алексеем Феофилактовичем, Ролан Быков – безымянным покупателем алмаза, Аркадий Коваль – ведущим новостей, Леонид Куравлёв – послом США, Любовь Полищук – его женой Дженнифер, а Александр Панкратов-Чёрный – охранником посла. И это ещё далеко не полный список!
Можно обнаружить в «Ширли-мырли» даже Андрея Звягинцева, сыгравшего в небольшом эпизоде тележурналиста. В ту пору будущий создатель «Возвращения» и «Нелюбви» ещё не терял надежд построить успешную актёрскую карьеру.
Но и гениальный тут Гаркалин, и яркие появления заслуженных больших мастеров немного меркнут за сюжетом, который на первый взгляд может показаться невразумительным, но который идеально работает на создание атмосферы окутывающего всех весёлого хаоса.
Есть в картине и аллегория бытоустройства девяностых, и по-настоящему смешные гэги, и яркие танцевально-музыкальные номера, и двойственность трактовок. А если вспомнить ещё и про многочисленные пародийные отсылки к «Апокалипсису сегодня», творчеству Леонида Гайдая, Жан-Полю Бельмондо и многим другим фильмам, режиссёрам, актёрам и событиям, то счастью не будет предела.
И всё же лента оттолкнула некоторых любителей кино.
Почему? Ну, во-первых, юмор на грани и за гранью фола многим показался чрезмерным. Особенно когда планка ожиданий была совершенно другой. Не выше уровнем, а именно другой.
Зрители ждали от Меньшова продолжения намеченной в его предыдущих картинах линии. И уж совсем точно не предполагали увидеть хулиганский капустник (в прямом и переносном смыслах – вспомним, сколько раз за фильм герои едят знаменитую квашеную капусту мамы Кроликова!).
Во-вторых, Гаркалин – не самый известный актёр для большей части аудитории. Да, у него к тому моменту уже были героические роли: в криминальной мелодраме «Катала» и в сериале «Белые одежды». Но всё же это был локальный успех.
Разброс мнений объясняется не только расхожим выражением «ваши ожидания – ваши проблемы», но и отсутствием в ленте героев, с которыми зрителю было бы удобно себя отождествлять. Не «можно» или «допустимо», а именно «удобно». Ведь решительный, но глуповатый Пискунов, предприимчивый, но шутовской Козюльский, кающаяся, но давно ушедшая в пьяный угар Прасковья Алексеевна – не лучшие образцы для подражания.
И лишь герои Гаркалина при всех своих недостатках могли бы претендовать на право считаться положительными персонажами. Но мало кто хотел сравнивать себя с представителями криминального мира. По крайней мере, такими «несерьёзными».
С другой стороны, «Ширли-мырли» и не замахивался на право считаться «умным» фильмом. Это трагикомедия, в которой точно отображены герои своего времени, а проглядывающая сквозь ткань повествования критика может восприниматься по-разному.
В фильме об обаятельном Василии Кроликове – не только смех, абсурд и пародия, но также дух вожделенной свободы и мечтательная романтика. А уж какую цену за это платить, каждый решает сам.