Море деревьев

В поисках смысла

Японский лес Аокигахара, расположенный у подножия горы Фудзи, является одним из самых таинственных и притягательных мест на планете. Сами же японцы убеждены, что он населен духами. Что неудивительно, ведь Аокигахара стал вторым по популярности (после моста «Золотые ворота» в Сан-Франциско) местом для совершения самоубийств, и многие тела так и остаются там по сей день. Рассказать о магии этого леса уже пытались японские кинематографисты в картине «Море деревьев» (2004), а также авторы крайне заурядного ужастика «Лес призраков». Вернуться к этой теме решил известный режиссёр Гас Ван Сент, но, к сожалению, результат его трудов (как и японский фильм, получивший название «Море деревьев») тоже оказался далёк от идеала.

В центре сюжета – американец Артур Бреннан (Мэттью МакКонахи), который так страдает от смерти любимой жены (Наоми Уоттс), что решается на суицид. Для этого он вбивает в «Гугле» фразу «лучшее место, чтобы покончить с собой», и поисковик, разумеется, выдает ему информацию об Аокигахаре, огромном лесном массиве, расположенном в Японии у горы Фудзи. Тишина и особая атмосфера этого места, в котором заблудиться проще простого, притягивает самоубийц со всего света, поэтому Артур отправляется туда не раздумывая. Но стоило безутешному вдовцу найти нужное место под ёлкой и распаковать пузырёк с таблетками, как ему встречается таинственный японец (Кен Ватанабе), который уже долго пытается найти выход из леса. Артур решает помочь мужчине выбраться и заодно поразмышлять над тем, стоит ли сводить счёты с жизнью.

Вспоминая фильмографию Гаса Ван Сента, не стоит забывать, что его руке принадлежали не только такие фестивальные хиты, как «Умница Уилл Хантинг», «Умереть во имя», «Харви Милк» и «Мой личный штат Айдахо», но и недоразумения вроде цветного ремейка «Психо» и «Даже девушки-ковбои иногда грустят». Копилку его творческих провалов, несомненно, пополнит и эта картина, которую освистали во время показа на недавнем Каннском кинофестивале, а критики ринулись соревноваться в злословии.

В самом деле, при просмотре «Моря деревьев» возникает чувство, будто в кресле постановщика находился не именитый режиссёр, а бесталанный дебютант, снимающий кино по заезженным лекалам и считающий, что экранное занудство имеет какое-то отношение к глубокомыслию и психоанализу. Ван Сент вводит в качестве основного конфликта банальнейшие семейные разборки, отражённые во флэшбэках и разжёвывает слишком прямолинейную и очевидную мысль, что блуждание в лесу – это метафора попыток героя погрузиться в своё подсознание и разобраться, стоит ли ему выйти наружу или спокойно наесться таблеток. Вдобавок рассказывается всё это жутко тривиально, скучно, предсказуемо и под не менее нудную музыку, что никак не придаёт картине драматизма, а заставляет зрителей спать. Актёры ещё как-то стараются спасти положение, но из тех образов, что им предложили, не выжать ничего стоящего, поэтому все трое отыгрывают одни и те же однообразные страдания.

«Море деревьев» Ван Сента – это далеко не тот фильм, к которому стоит обращаться как любителям психологических драм, так и желающим узнать больше об Аокигахаре. Уж лучше вбить название в поисковик и самому ознакомиться с результатами.

Вердикт: Очень скучные и банальные блуждания не менее скучного героя по лесу своего подсознания, не вызывающие ни сопереживания, ни интереса.

6

4

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here