Гонка на вымирание

В столице прошёл 37-й Московский международный кинофестиваль. Корреспонденту Lumiere удалось на нём побывать. В этой статье – несколько примечательных фильмов из разных программ, о которых хочется рассказать, кусочки общего впечатления о фестивале. Отдельное внимание – документальным фильмам, так как среди них было много по-настоящему стоящего.

Гонка на вымирание

Фильм рассказывает про вымирающие виды животных и нелегальную торговлю ими же. Картина сделана увлекательно: на середине можно поймать себя на том, что сидишь в слезах из-за судьбы маленькой акулы. Авторы фильма со скрытыми камерами наперевес ездили к нелегальным торговцам, в места, где происходят массовые убийства животных, общались с браконьерами и снимали невероятной красоты подводный мир. Одна из тем фильма – сила изображения, и вся картина представляет собой доказательство этой силы.

Достоинство фильма и в том, что он рассказывает о способах решения проблем, а не просто показывает недостатки. Например, есть такое местечко, где водится очень много акул. Раньше местные жители убивали их для последующей продажи. Замкнутый круг: убивают – плохо, ведь сокращается популяция рыб; не убивают – плохо, ведь самим жителям не на что будет жить. Какой же был найден выход? Простейший и гениальный: бизнес по убийству превратили в туристический бизнес – теперь в этом местечке туристы плавают с акулами, а местные жители на этом зарабатывают гораздо больше, чем на убийствах.

Земля картелей

Мексиканские наркокартели истязают местных жителей: в лучшем случае просто собирают с них дань, в худшем – пытают и убивают. В одном городке появляется сильный человек, который решает их остановить. Этот человек сумел организовать движение сопротивления, причём довольно успешное. Вовлекая в свои ряды всё больше соратников, движение постепенно отвоевывает города у наркокартелей. И это не художественный вымысел, это экшен реальной, сегодняшней жизни, и реальные герои – неудивительно, что именно этот фильм стал победителем конкурса документального кино.

Ночной кошмар

Ночной кошмар

Документалка, сделанная о мало кому известном, но актуальном явлении – сонном параличе и гипнагогических галлюцинациях. Это такое состояние, когда человек не может пошевелиться и видит очень страшные сны наяву. Особенностью этого состояния является то, что люди во все времена и по всему свету испытывали его и видели похожие глюки: есть довольно ограниченный круг образов, которые являются человеку при сонном параличе. Авторы визуализировали галлюцинации героев, что выглядит любопытно (хотя и не всегда пугающе). Оригинальная тема – достоинство фильма, но в нём есть и серьёзный недостаток – отсутствие каких-либо научных объяснений. Картина стала бы куда интереснее, будь в ней мнения экспертов и врачей.

Давайте втроём

Лёгкая и не очень запоминающаяся французская комедия о любовном треугольнике. Есть парочка, каждый из которых любит одну и ту же девушку. Девушка отвечает им обоим взаимностью. Все запутываются и мучаются, устраивают тайные свидания и прячут друг от друга одну и ту же любовницу. В конце ребята понимают, что это нормально и благополучно ложатся втроём в одну постель. В целом, фильм довольно скучноватый, за исключением нескольких сцен, типичных для комедии положений.

Эйзенштейн в Гуанахуато

Этот фильм многие ждали, и он (что довольно предсказуемо) собрал полный зал на пресс-показе. Питер Гринуэй, да еще и об Сергее Эйзенштейне… Безусловно, снято красиво, в захватывающем, быстром темпе, порой всплывает и эстетика безобразного, которая так замечательно удаётся Гринуэю. Всё происходящее – громкое, вызывающее, шумное. Но в итоге картина получилась не об известном советском режиссёре, а об эксцентричном мужчине с комплексами, который сумел от них освободиться через постель, разделённую с другим мужчиной.

Эйзенштейн в Гуанахуато

Будь паинькой

Картина состоит из нескольких историй о взаимоотношениях с детьми. Молодая мама бьёт дочку за малейшую провинность, учитель младших классов пытается помочь своему ученику, которого избивает отчим, старушка с Альцгеймером находит друга в умственно отсталом мальчике. Главная идея фильма в том, что всем нужно человеческое тепло, и от него каждый становится лучше: жизнь каждого из героев стала чуточку счастливее после соприкосновения с добром. Фильм, конечно, не стал значительным событием фестиваля, но приятно иногда посмотреть что-то доброе и человечное.

В подвале

У героев Ульриха Зайдля есть подвалы, и в них они занимаются самыми разными вещами. Женщина лет сорока приходит туда понянчить куклу, делая вид, что это настоящий ребёнок. Старик-ветеран выпивает под огромным портретом Гитлера («самый лучший подарок на свадьбу»), что выглядит абсолютным фарсом (к старику уже и полиция наведывалась, которую герой привычно называет «Гестапо»). Парочка обаятельных, но очень далёких от идеала людей занимаются БДСМ. Пожилой мужчина практикуется в стрельбе, быстро выхватывая пистолет из-за ремня и явно представляя себя крутым спецагентом.

Второй год подряд на ММКФ демонстрируются фильмы Ульриха Зайдля. В его картинах всегда особенный мир, и герои у него тоже особенные. Они подолгу смотрят в камеру, занимаются своими делами – порой наивными, порой и шокирующими – и ко всем этим людям режиссёр испытывает явную симпатию, принимает их со всеми недостатками, глупостями и пошлостями. И, наверное, главное в его героях – то, что они не идеальные и настоящие.

Орлеан

Орлеан

Наверное, один из лучших фильмов 37-го ММКФ (во всяком случае, для автора статьи) – отечественная картина режиссёра Андрея Прошкина, снятая по сценарию Юрия Арабова. В главных ролях – Елена Лядова, Виктор Сухоруков, Виталий Хаев, Олег Ягодин. Как отметил на пресс-конференции сам Арабов, он работает с гротеском, но чаще всего его гротеск воплощают на экране в виде драмы. В «Орлеане» же его воплотили таким, какой он есть. И получился взрывной, сильный, правдивый фильм.

Парикмахерша Лидка идёт на очередной аборт, после которого она встречает экзекутора – не то проснувшуюся совесть, не то ангела, не то бога… После появления этого странного человека у Лидки, а также у хирурга Рудольфа и следователя Неволина всё идёт не так. Они пытаются избавиться от экзекутора. Когда им это удается, они понимают, что его исчезновение не приносит им радости. Лидка, Рудольф, Неволин – все они осознают всё, что надо осознать. Это история о том, как хорошо жить правильно и по совести – и, как оказалось, вполне возможно рассказать такую историю, не придав ей оттенок нравоучения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here