Доброта, простота, наивность

«Угадай, почему я улыбаюсь? Оно того стоит», –
Марсель

Морская ракушка по имени Марсель (Дженни Слейт) живёт в большом арендном доме вместе со своей бабулей Конни (Изабелла Росселлини). Марсель спит на кусочке хлеба и использует теннисный мяч с углублением внутри как средство передвижения. В свободное время он привязывает кусочек пыли к человеческому волоску и таскает его за собой или обмазывает туфельки мёдом и ходит по стенам. В особые дни он вместе с бабушкой смотрит по телевизору «60 минут».

Раньше они смотрели это шоу всей семьёй, но прошлая пара постояльцев случайно увезла родственников Марселя вместе с собой. Марсель хочет отыскать свою семью, но слишком нерешителен и многого боится. Всё меняет новый постоялец – оператор Дин Флейшер-Кэмп. Он решает снять документальное кино про жизнь Марселя, тем самым даря ему надежду найти родных.

Впервые свет увидел Марселя в 2010 году, когда режиссёр Дин Флейшер-Кэмп и актриса Дженни Слейт («Парки и зоны отдыха») выложили на YouTube трёхминутную короткометражку об антропоморфной ракушке. Работа не задумывалась как что-то грандиозное. Они просто пообещали друзьям сделать короткометражку, но вспомнили об этом за пару дней до «премьеры». Поэтому пришлось работать с материалами, которые попались под руку.

Несмотря на то, что ролик делался в кратчайшие сроки для друзей и души, Марсель покорил интернет и влюбил в себя миллионы зрителей. Фильм завоевал награду за лучший короткий метр на AFI FEST 2010, показывался на «Санденсе» и получил приз зрительских симпатий на Международном детском кинофестивале в Нью-Йорке.

В 2011 и 2014 годах на YouTube вышли ещё две короткометражки о жизни ракушки в розовых ботинках, а также сборники детских рассказов. Выход полнометражного фильма оставался вопросом времени.

«Марсель, ракушка в ботинках» начинается как зарисовка, кусочек из жизни живой ракушки, и никуда не спешит. Чарующе притягательный Марсель весь первый акт рассказывает нам о своём быте. Каждая деталь вызывает неподдельный интерес, ведь он маленькое существо, живущее в мире, который не был создан для него. Что для нас рутина – для Марселя и бабушки ежедневная борьба с препятствиями – как жизненными, так и физическими. Собака, пылесос, белка – всё для них представляет опасность.

Мир Марселя отлично передаёт ручная съёмка и масса статичных кадров. Благодаря крайне удачной постановке сцен, мы можем разглядеть мельчайшие детали жизни ракушек. Прибавим к этому впечатляющую стоп-моушен анимацию и получаем невероятно живых героев с огромной харизмой, несоответствующей их крохотному размеру.

Marcel the Shell with Shoes On (2021) - IMDb

С первых минут в глаза бросается минималистичный дизайн персонажей. Складывается ощущение, что героев делали из материалов, которые годами лежали на дне выдвижного ящика. Теперь же ракушки, скорлупки орехов, нитки и источенные карандашики обрели вторую жизнь и удивляют нас, собираясь в интересные образы.

На этом уникальность фильма не заканчивается. В отличие от классических сценарных схем, побуждающее происшествие происходит во втором акте, а не в первом. Оно динамично (в сравнении со средним темпом картины) переходит в кризис с необходимостью принятия решения. В момент кризиса раскрывается бабушка Конни, которая на протяжении всего фильма очаровывает мудрой старостью.

Это очень личный персонаж. Конни – настоящее имя бабушки Дженни Слейт, которая озвучивает Марселя. Конни занимается садоводством, как и бабушка сценариста фильма Ника Пейли. Персонаж буквально слеплен из воспоминаний и переживаний авторов фильма. Поэтому в момент кризиса Конни играет ключевую роль и раскрывает проблематику отношений разных поколений.

На переднем плане: Дженни Слейт, Ник Пейли, Дин Флейшер-Кэмп, Изабелла Росселлини

В одной из сцен бабушка Марселя зачитывает стихотворение Филипа Ларкина «Деревья». Основная идея произведения сводится к тому, что человеческая жизнь конечна, но бояться этого не надо. Ведь пока мы стареем, как бутоны распускаются наши дети и внуки. Понимая это, Конни пытается как можно лучше подготовить Марселя к жизни и говорит простую истину: «Жизнь не продолжится, если не жить».

Красной линией через сюжет также проходит тема преодоления препятствий и нахождения себя в этом мире. Несмотря на все проблемы, Марсель считает, что жизнь прекрасна. Он наслаждается ей, познаёт новое, шкодничает. Иногда ему трудно описать свои ощущения (и в этом каждый из нас немного Марсель), но он очень старается. Ведь старание помогает нам пройти через жизненные трудности и прийти к гармонии, как с собой, так и с окружающим миром.

Автором удалость вложить в инди-драму про одноглазую ракушку в ботинках ответы на простые, но крайне важные вопросы, которые у каждого появляются ещё в детстве. А насколько большой наш мир? А зачем нужна семья? Куда уходят наши бабушки и дедушки? Зачем нужны противные земляные червячки?

Marcel the Shell with Shoes On (2021) - IMDb

Несмотря на глубину вопросов, Марсель разговаривает с детьми на их языке эмоций. Когда уровень зрительского переживания подходит к пику, авторы разбавляют сложные и напряжённые моменты своевременными шутками и безобидной иронией.

В конце концов, «Марсель, ракушка в ботинках» не раскроет суть философских оппозиций и не даст метакомментарий на состояние современного общества. Мечтающая попробовать малину сентиментальная Ракушка едва ли вообще может объяснить что-то. Однако Марсель способен погрузить вас на 80 минут в свой загадочный мир и поделится уникальным пониманием вещей. Он очаровывает простотой, притягивает детской наивностью и предлагает смотреть на всё иначе, напоминая, в каком большом мире мы живём.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here