Война тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко

Природа против человека

Хотя енотовидных собак можно встретить и в Китае, и на Корейском полуострове, и в Уссурийском крае России, и даже в Европе, именно в Японии тануки заняли особое место в народной культуре страны. Согласно японскому фольклору, тануки – дружелюбные и озорные существа, любящие вкусно поесть. Они могут перевоплощаться практически во что угодно и часто показываются на людях в их же обличье – пьют саке и расплачиваются фальшивыми деньгами, сделанными из листьев. В Японии фигурки тануки украшают питейные заведения и витрины магазинов, а их большие яички, называемые «золотыми яйцами», призваны приносить счастье. Однако в последние десятилетия японцев всё больше затягивает городская жизнь, и о многом они начинают забывать. Отчасти поэтому студия Ghibli решила посвятить тануки целый фильм. Другая причина его появления – желание вновь напомнить человечеству, насколько губительна его экспансия для окружающей среды.

Конец 1960-х. Окраины Токио переживают бурный экономический подъём. Чтобы удовлетворить растущую потребность в жилье, уничтожаются леса и сёла, поля и исторические здания. Весь район холмов Тама, на котором проживают кланы тануки, превращается в огромную стройплощадку. Чтобы не позволить людям уничтожить свой дом, тануки начинают запугивать их, используя древнее искусство превращения, и устраивать несчастные случаи. Однако на место старых рабочих неизменно приходят новые. Что же делать? Как тануки убедить человека не уничтожать холмы?

«Война тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко» – в первую очередь история о том, к чему приводит расширение владений человека, губительное не только для растительности, но и для диких зверей. И несмотря на весёлый, озорной тон мультфильма, задаваемый тануки, он всё же получился скорее горько-сладким. Человек представлен здесь неостановимой силой, не считающейся ни с «гневом богов», ни с народными поверьями, и пока тануки сами на камеру не скажут, насколько всё плохо, он и извилиной не пошевелит.

Война тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко

И вообще, надо иметь очень большие яйца, чтобы посвятить целый мультфильм проблеме уничтожения живой природы. Да ещё на каждом шагу – со стишками, песнями, плясками, причудливыми парадами, забавной анимацией – показывать и рассказывать, какое важное место занимают тануки в японском фольклоре. Наверное, этим студия «Гибли» всегда будет отличаться от остальных фильмоделов – когда все хотят лишь развлечь, японские сказочники с серьёзным лицом говорят о важном, при этом не забывая о своих традициях, многомерных персонажах и интересной и душевной истории.

Впрочем, «Война тануки» Исао Такахаты не обошлась без изъянов. В отличие от Хаяо Миядзаки, у Такахаты страдает динамика повествования, и некоторые сцены так и просятся под сокращение. И в этот раз, пожалуй, это бросается в глаза больше всего. Не пробуждает режиссёр интерес и некоторыми побочными линиями, да и те бросает на полуслове.

Сами тануки вышли неоднозначными – праздными и моментами бессердечными: никто не запрещает им радоваться победе над людьми, но когда они громко смеются над тем, что их действия погубили несколько человек, этих забавных и якобы невинных зверят воспринимаешь совершенно иначе. Да, на войне как на войне – жертв не избегает ни одна из сторон, но такая радость чужому горю не склоняет зрителя на сторону тануки. Как и запугивание человека до потери сознания.

Война тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко

Также не все поймут и проникнутся областью применения яичек тануки (и что они вообще нарисованы и играют важную роль). Компания Диснея из-за этой «маленькой» детали даже не пустила фильм в американский прокат, а в дубляже на DVD заменила мошонки на «сумочки». Однако для японцев подобный фарсовый юмор – в порядке вещей.

Несмотря на грандиозный и замысловатый парад «Буйство духов», устроенный тануки для людей, чтобы те начали их уважать, человек продолжает мыслить трезво, с недоверием или шуткой относясь к тому, чего нельзя объяснить. Но концовка фильма вселяет надежду, что мирное сосуществование возможно. А один из тануки обращается к зрителям с просьбой быть более внимательными к братьям меньшим и не разрушать их естественные дома. Ведь это просто – думать, прежде чем делать, и обращать внимание на многочисленные знаки, посылаемые природой. Всё не просто так.

Вердикт: Затянутое, местами скучноватое, но от этого не менее забавное, диковатое кино, дающее всю необходимую информацию о значимых представителях японского фольклора, а также метко выступающее в защиту окружающей среды.

8

7

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here