Хиханьки да хаханьки, или Долой тщеславие!
Успех помпезной сатиры «Лего. Фильм» не заставил долго ждать фарсового «Лего Фильма: Бэтмена», который во главе с Крисом МакКеем («Робоцып»), монтажёром и вторым режиссёром анимации предшественника, удался на славу. Соло Тёмного рыцаря, превращающегося из нахала и отшельника в лидера Готэма, получилось ураганным и пёстрым, хоть и по-детски легкомысленным.
Парадоксально, но анимационный миллиардер-спаситель Бэтмен, которого с грубостью голоса Кристиана Бэйла озвучивает Уилл Арнетт, показан реалистичнее, чем в нолановских фильмах. Богатеи будут важничать, сиять на светских приёмах, сорить деньгами, налево-направо раздавать автографы и даже золотые слитки. Именно этим и занимается леговский Бэтмен (он же Брюс «Всемогущий» Уэйн). Здесь Бэтмен – никакой не филантроп, а мизантроп и ходячая реклама, требующая к себе абсолютного внимания и подчинения. Бэтмен – закон. И это авторы фильма с полным пониманием предмета издевательски высмеивают. Всё-таки Бэтмен, как и Супермен, – раскрученный бренд больших корпораций. Создатели умно подшучивают и над поклонниками людей в масках – над теми, кто преданно продаётся «идеалам» блокбастеров.
Бэтмен – персонаж одновременно и образцовый, и карикатурный. Он гениален во всём и работает исключительно в одиночку. Кому не нравится – свободен. Тёмному рыцарю не нужна пара – факт, который до слёз расстраивает его заклятого врага – Джокера (Зак Галифианакис), тешащего себя надеждой, что они оба – две стороны одной монеты (классическая идея, знакомая любому киноману). В эпичном вступлении Бэтмен цинично отрицает, что между ними есть что-либо особенное.
Спасши Готэм-сити, Бэтмен возвращается в свой большущий, безлюдный особняк на отдалённом острове. Он молчаливо разогревает ужин в микроволновке, играет соло на электрогитаре и в одиночестве смотрит слезливую драму «Джерри Магуайер» на домашнем кинотеатре. Короче говоря, живёт наш бравый Тёмный рыцарь как сыч, или, точнее, гордый неудачник, похожий на телеведущего Рона Бургунди. И, естественно, слава и уединённость Бэтмена рассыпаются с приходом на пост комиссара полиции Барбары Гордон (Розарио Доусон), а также с появлением наивного, навязчивого очкарика Дика Грейсона (он же – будущий Робин) (Майкл Сера). Вскоре возвращается хохочущий Джокер с планом бородатым и самым заезженным в истории всех злодеев – собрать армию сумасшедших и угробить Готэм. Джокер открывает «ящик Пандоры», чтобы символически воссоединиться с Бэтменом.
Содержательно «Лего Фильм: Бэтмен», суть которого понятна уже из названия, до ужаса примитивен, но не скучен, потому что мультфильм – выразительная сатира на геройский фанатизм и эгоизм. Его авторы храбро и безжалостно высмеивают Бэтмена – фигуру брутальную, нахальную и самовлюблённую. И нельзя не признать, что сегодня, когда избыток картин о супергероях мозолит глаза, первая серьёзная работа Криса МакКея важна как никогда. «Лего Фильм: Бэтмен» лихо издевается над идеологией нарциссизма, да и LEGO-анимация, в частности иллюстрация воды и лавы из LEGO-кубиков, поразительно кинематографическая.
С серьёзным лицом Бэтмен пропагандирует ярость и упрямство. Агрессивный Бэтмен ещё никогда не выглядел так нелепо и абсурдно. Примечателен эпизод, где герой, заточённый в потусторонней тюрьме – так называемой «Фантомной зоне» – смотрит на своё прошлое словно в зеркало, и оказывается, что главный враг Бэтмена – он сам. Персонаж изображён и мрачным злодеем, и недоразвитым мальчишкой. Крис МакКей рассказывает историю, скорее, об антигерое, чем о трагической сироте Брюсе Уэйне.
В мультфильме проскальзывает поверхностный, но веский политический намёк на то, что Бэтмен подрывает законы, действуя вне официальной юрисдикции. В то же время посыл пацифистский. Тянущая на себя одеяло Барбара Гордон, революционная феминистка, предлагает городу свежий взгляд на борьбу с преступностью. Вместе с дворецким Альфредом (Рэйф Файнс) она призывает к разуму и сплочению героев и злодеев ради всеобщего блага. Именно при обласканном публикой Бэтмене – квинтэссенции мужланского мировоззрения – Готэм охвачен криминалом. К Бэтмену всерьёз относится только Брюс Уэйн, убеждённый, что город принадлежит ему. Даже народ готов от него отказаться. Поэтому в конце концов спаситель – это коллектив, состоящий из чёрного и белого, как инь и ян. Впрочем, главное для создателей – высмеивание персонажей из разных киновселенных.
«Лего Фильм: Бэтмен» – настоящий образец блокбастерной карусели. Майкл Бэй обзавидуется. Диву даёшься, когда видишь плоды LEGO-анимации. Здесь и гигантские разрушения, и яркие пламенные взрывы, и перестрелки, подобные тем, что в «Звёздных войнах», и, что важнее, визуальные и музыкальные отсылки к другим картинам: бэтменовской трилогии Кристофера Нолана, фильмам Тима Бертона, Джоэла Шумахера, Зака Снайдера, к китчевому телесериалу 60-х. На экране даже появляются вставки с надписями «POW!» и «BAM!». В историю противостояния Тёмного рыцаря и Джокера вступают гремлины, агенты Смиты, Кинг Конг, Волдеморт и орда других беззаконников, ведущих себя по-клоунски. И среди всего беспорядочного, головокружительного экшена авторы не зная меры палят дурачеством и кривляниями.
С другой стороны, анимационный фильм о Бэтмене, окружённом массой персонажей и лихорадочными событиями, смотреть столь же утомительно, как на солирование Миньонов. Всё же хорошего должно быть понемножку. Беда в том, что новая LEGO-картина – страшно нагромождённая и шумная: то шустро развлекающая, то резко раздражающая. Мало философии, много спешного действия. «Лего Фильм: Бэтмен» – чересчур калейдоскопическая, но, без всякого сомнения, бодрая и остроумная приключенческая пародия без глубины и новизны, которые были в «Лего. Фильме» – полезной сатире об анархии и диктатуре.