Выжить в эпоху перемен
Каждый современный человек рано или поздно приходит к выводу, что в его жизни нет ничего дороже свободы, причём свободы во всех её проявлениях. Особенно часто к проблеме неволи прибегают во время рассуждений о событиях XX века. Вторая половина XX века обещала быть более гуманной и менее нагруженной потрясениями, однако пережитые две мировые войны не уняли пыл тех, кто жаждал власти и перемен. Бывшие нацисты успели бежать в Аргентину и Чили, избежав наказания, и уже там продолжали совершать преступления против человечности.
О беспорядках и беспределе в Южной Америке начала 1970-х годов снято не так много художественных картин – по каким-то причинам предпочтение отдавалось документальным фильмам, пересказывавшим события времён «грязных войн» в Аргентине и военного переворота в Чили. «Колония Дигнидад» – одна из немногих попыток обратить внимание на события в Чили, начиная от прихода к власти коммуниста Сальвадора Альенде до наступления диктатуры Аугусто Пиночета. Режиссёр Флориан Галленберг взял за основу историю, которая могла бы произойти в реально существовавшей сектантской колонии, основанной беглым немцем, которая по сути своей была ещё и тюрьмой для политических заключённых.
Влюблённая пара встречается после разлуки: стюардесса Лена (Эмма Уотсон) прилетает к журналисту Даниэлю (Даниэль Брюль) в Чили, где он ведёт пропагандистскую деятельность в пользу президента Альенде. Даниэль пытается заполучить доказательства насильственного прихода новой власти и жестокой расправы с инакомыслящими, но действует неосторожно. Так он становится жертвой нового режима и отправляется в неконтролируемое властями страны поселение. В этой части фильма особенно держат в напряжении сцена задержания на стадионе и сцена, в которой опустошённая Лена выходит на улицы совершенно нового города, в котором не только она, но и тысячи других людей находятся в неведении о судьбах своих близких. Лена начинает собственное расследование, которое приводит её в колонию Дигнидад, где она под видом послушницы пытается найти своего любимого, обрекая себя на заточение в месте, откуда невозможно выбраться.
Эмма Уотсон заинтересовалась проектом из-за необычной истории спасения героиней своего возлюбленного, попавшего в колонию и оставшегося без шанса на бегство и без надежды на поддержку со стороны единомышленников. Уотсон стала присматриваться к сложным драматическим ролям в некрупных проектах, чтобы раскрыть свой актёрский потенциал, и эта картина – не исключение. Её героиню сложно сломать, она демонстрирует небывалую стойкость духа и не теряет надежды, оказавшись на краю гибели. Тем не менее, хотя самоотверженность и самопожертвование Лены достойны восхищения, её роль в спасении Даниэля к концу фильма сходит на нет, так как путь к освобождению появляется случайным образом, да ещё и в самый подходящий момент.
Герой Даниэля Брюля тоже оказывается сильным духом и не меняет своих жизненных принципов и позиций даже после того, как ему не приходит на помощь никто, кроме любимой женщины. Он быстро приспосабливается к сложившимся обстоятельствам и, очевидно, всеми силами пытается снова обрести свободу. Получается, что Лена больше играет роль дополнительного мотиватора для успешного бегства, а не настоящей спасительницы, как её позиционируют.
Тройку главных героев замыкает центральный злодей – Пауль Шефер, которого сыграл Микаэль Нюквист. Его персонаж имеет в своей основе реальный прототип, а поэтому не представляет собой карикатуру, за что стоит благодарить самого актёра, ведь с персонажами-злодеями всегда появляется соблазн перегнуть палку. Основатель колонии Дигнидад не жалеет никого, он садист и психопат, его появление в кадре вселяет ужас, хотя стараний актёра оказывается недостаточно, чтобы всё время сохранять в фильме напряжение.
Несмотря на то что в фильме традиционным образом можно выделить центральных персонажей, всё же на первом плане остаётся сама колония Дигнидад, именно её создатели картины хотели показать как можно больше, порой жертвуя историей любви и того, на что способны ради любви. Колония Дигнидад – не просто место, это отдельное государство со своими обитателями и порядками, она олицетворяет беззаконие и слепое повиновение тирану. Порой складывается впечатление, что Лена и Даниэль нужны лишь для того, чтобы рассказать о женской и мужской частях колонии одновременно и показать жестокое обращение к их обитателям.
Говоря о жестокости, стоит отметить, что фильм отходит от европейских канонов «показать всё как есть и любыми способами, не щадя зрителя» и смотрит в сторону американских драм, где не пугающая из-за реалистичности картинка, а созданное напряжение должно заставлять зрителя ёрзать в кресле. С этой точкой зрения могут согласиться многие, хотя бы из-за ряда сцен, которые нельзя не сравнить с масштабной «Операцией “Арго”». Другими словами, в «Колонии Дигнидад» нет избытка жестоких и душераздирающих сцен, как и нет достаточного количества сцен, захватывающих сознание и держащих в напряжении. Вместо этого зритель получает подробный обзор жизни общины, её руководителя и двух возлюбленных, которые на этом фоне пытаются совершить побег, совершенно не планируя его должным образом.
Вердикт: Похвальная попытка вернуть интерес к событиям почти пятидесятилетней давности, учитывая то, что арест и суд над реальным основателем псевдорелигиозной общины, о которой в фильме и идёт речь, состоялись не так давно. Фильм больше похож на документальное повествование с некоторыми художественными допущениями, которые в свою очередь представляют собой фантазию с большим количеством случайностей и везения.
7 |
6 |
7 |