Без улик

1954 год. В канун Рождества Рэйчел Аргайл (Анна Чэнселлор) находят убитой в собственном доме. В преступлении обвиняют Джека (Энтони Бойл) – одного из пяти приёмных детей семейства Аргайлов. Молодой человек оказывается в тюрьме, где вскоре трагически погибает. Спустя полтора года овдовевший Лео Аргайл (Билл Найи), уже нашедший утешение в объятиях симпатичной блондинки-секретарши Гвенды (Элис Ив), готовится вступить в новый брак. Но буквально накануне свадьбы на пороге дома появляется молодой человек по имени Артур Калгари (Люк Тредэвэй), утверждающий, что он видел Джека в ночь убийства и может предоставить ему алиби. А стало быть, настоящий убийца всё ещё на свободе…

Несколько лет назад компания BBC выкупила права на литературное наследие Агаты Кристи и немедленно принялась с энтузиазмом его осваивать. Для переноса на телеэкран произведений Королевы детектива была приглашена сценаристка Сара Фелпс, собаку съевшая на экранизациях – от классических диккенсовских сюжетов («Оливер Твист», «Большие надежды») до «Случайной вакансии» Джоан Роулинг. В итоге на Рождество 2015 года публике был явлен мини-сериал «И никого не стало» – трёхсерийная экранизация классического детективного романа, отечественной публике также известного, как «Десять негритят». В касте картины присутствовали Сэм Нил, Чарльз Дэнс и Тоби Стивенс, а само шоу получило высокие оценки критиков и зрителей. Вдохновлённые первым успехом, ВВС ровно через год выпустили двухчасового «Свидетеля обвинения» с Тоби Джонсом, Ким Кэтролл и Андреа Райзборо.

«Испытание невиновностью» также должен был по уже сложившейся традиции выйти на рождественских каникулах, однако в дело неожиданно вмешались… сексуальные домогательства. Сыгравший одного из сыновей Аргайлов актёр Эд Вествик был обвинён сразу несколькими женщинами в неподобающем поведении, после чего боссы ВВС решили пойти по стопам Ридли Скотта: они перенесли премьеру, уволили актёра и пересняли все эпизоды с его участием, заменив на Кристиана Кука. В результате «Испытание невиновностью» добралось до телеэфира лишь к минувшему апрелю.

В основу мини-сериала из трёх эпизодов положен одноимённый роман 1957 года. Сюжет книги уже переносили на экран в 1984 году в фильме «Горе невинным» с участием Дональда Сазерленда, Фэй Данэуэй и Кристофера Пламмера. В новом воплощении старая история подверглась существенной переработке, коснувшейся как характеров главных героев, так и собственно финала. Так, например, Артур Калгари в трактовке Сары Фелпс приобрёл психическое заболевание, из-за чего его показания ставятся под сомнение (классический, но уже несколько заезженный приём «ненадёжного свидетеля»). Прочие изменения также не назовешь «косметическим ремонтом» – это, фактически, совсем новая история, сделанная, что называется, по мотивам и довольно далеко ушедшая от первоисточника.

Вероятно, авторы сериала рассчитывали таким образом обогатить сюжет с точки зрения саспенса, превратить классический детектив в триллер. С этой целью задействован и традиционный визуальный инструментарий: приглушенный свёт, зловещие тени на стенах, регулярные флэшбэки, добавляющие всё новые конфликты и противоречия в большом семействе. Часы тревожно тикают, шестерёнки зловеще крутятся, отсчитывая мгновения до того, как случится новое преступление… И оно ожидаемо случается. А потом нам вдруг показывают, как всё было и кто на самом деле виноват.

Да, вот так просто. Есть, конечно, орудие убийства, да и служанку неспроста всё время показывали – даже на постере она вынесена в центр, будто художник на что-то намекает… Однако же вместо яркой кульминации в третьем эпизоде авторы отчего-то окончательно забывают о детективных корнях истории и просто вываливают на стол развязку. Причём вполне тривиальную – личность убийцы и его мотив оказываются столь же просты, сколь и далеки от оригинала, в котором всё куда тоньше. Расследования как такового нет (ибо заниматься дознанием попросту некому), а детектив фактически сводится к семейной драме с нотками триллера.

С драматической составляющей, к слову, прекрасно справляется задействованный в проекте актёрский ансамбль, в котором особенно хорош оказывается Мэттью Гуд. Его персонаж – супруг одной из дочерей Аргайлов – прикован к инвалидному креслу, и тешится тем, что, нисколько не конфузясь, рубит с плеча правду-матку обо всех домашних, выставляя напоказ их пороки и недостатки. Всё это замешано на атмосфере густой паранойи – причём не только внутрисемейной, но и общенациональной: радио на заднем плане настойчиво вещает об угрозе ядерной войны и даёт советы на случай атомного удара. Холодная война во всём мире, холодная война в отдельной взятой семье…

Что же дальше? «Испытание невиновностью» стал первой ласточкой в рамках недавнего нового контракта, предполагающего постановку на ВВС семи экранизаций Агаты Кристи. По слухам, следующим на телеэкраны попадет роман «Смерть приходит в конце», события которого разворачивается в Древнем Египте. Это единственный в библиографии Кристи исторический детектив и вообще один из первых в литературе примеров совмещения детективного сюжета с исторической прозой. К тому же он никогда ранее не экранизировался (таких произведений у Королевы детектива осталось всего четыре). Также в планах ВВС вернуть на малые экраны Эркюля Пуаро с одним из его классических расследований (роман «Убийства по алфавиту»). Так или иначе, каким бы ни был итоговый выбор телекомпании, хочется надеется, что создателям нового шоу хватит деликатности в обращении с первоисточником, и им всё же удастся воздержаться от чересчур радикальных перемен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here