Умные и красивые
Честолюбивый миллиардер Умберто (Хосе Луис Гомес) жаждет войти в историю. Для этого он решает спродюсировать фильм. В режиссёрском кресле оказывается модная режиссёрка Лола (Пенелопа Крус), а главные роли получают театральный постановщик и интеллектуал Иван Торрес (Оскар Мартинес), а также поп-звезда, любимец женщин Феликс Риверо (Антонио Бандерас). Но проблемы у новоиспечённой команды начинаются ещё на этапе препродакшена.
Насколько вероятно, что номинированная на престижные европейские награды лента окажется не только интеллектуальным киночтивом, но и увлекательным зрелищем? Каким образом испаноязычное кино может выбиться в претенденты на звание одной из лучших постановок года?
Может ли фильм органично сочетать в себе гротескную комедию, интертекстуальный анализ, разговорную драмеди и постироничный комментарий? Какова вероятность того, что впервые полноценно соединившая в одном кадре Пенелопу Крус и Антонио Бандераса картина окажется к тому же сильным авторским высказыванием? Есть ли шанс, что показывающая сложное через простое лента не рухнет под весом собственных амбиций?
Все эти вопросы возникают при просмотре ленты Мариано Кона и Гастона Дюпра («Почётный гражданин», «Шедевр») «Главная роль».
Являясь по сути ироничным высказыванием о мире искусства вообще и о фильмопроизводстве в частности, постановка демонстрирует изнаночную сторону кино. Разумеется, это не основная задача, которая стояла перед творческим дуэтом Дюпра-Кон, но детали процесса создания кино оказываются в центре внимания оператора Арнау Вальс Коломера (сериал «Джек Райан», «Трудности адаптации»).
Зритель становится свидетелем читки сценария, подготовительных работ, кабинетных разговоров, репетиций и кулуарных интриг. При этом каждый из троицы Лола-Иван-Феликс пытается утянуть одеяло на себя. Постановщица в исполнении как никогда обворожительной Крус – человек творческий и эксцентричный. Её методы работы не находят понимания ни у Ивана, ни у Феликса.
Лола не похожа на большинство людей вокруг – у неё свой взгляд на любой вопрос, а любое, даже самое обыденное решение вопроса в её интерпретации превращается в странное и яркое действие, вызывающее у остальных недоумение и удивление.
Выделяется Лола и внешне. В одежде своенравная женщина предпочитает фактурные брюки, броские блузы и массивные ботинки.
Постановщица пытается отыскать в ординарном сценарии то, чего там нет – чередой ненужных отсылок и неоднозначных решений она делает из обычной в общем-то истории семейных тайн сложноустроенную метафорическую эпопею с фрейдовским флёром, многозначительными сентенциями и ореолом недосказанности.
С другой стороны, намеренно усложняя фильм, Лола даёт больше возможностей для реализации актёрам. Иван и Феликс на первый взгляд – полные противоположности.
Театральный режиссёр слушает экспериментальную современную музыку, с нескрываемым презрением относится к популярному искусству и искренне считает себя принадлежащим к высшей касте избранных, осознавших, как бы удивительно это ни звучало, трансцендентальность бытия людей.
Феликс, напротив, избалован любовью поклонников, предельно прост в общении, хоть и чрезвычайно самолюбив при этом (а кто из актёров, спрашивается, лишён честолюбия?), и довольствуется самыми простыми радостями жизни: выпивкой, женщинами, быстрыми машинами и дорогими украшениями.
Но внешние различия лишь обнажают сходства двух мужчин. Феликс и Иван – две стороны одной сущности. В каждом из них есть и плюсы, и минусы. В герое Мартинеса сосредоточены большой запас знаний и потребность в каждодневном интеллектуальном труде. Но он также завистлив и эгоистичен, хоть и прячет эти чувства глубоко внутри себя.
А персонаж Бандераса нравственно слаб, пусть при этом и оказывается намного более способным и терпеливым актёром, чем это представлялось поначалу.
Творение аргентинских режиссёров – кино разговорное. Простые декорации, отсутствие каких бы то ни было технических изысков призваны акцентировать внимание на героях и их взаимоотношениях. Посредством язвительного юмора, аллегорических отступлений и самоанализа Дюпра и Кон предлагают зрителю окунуться в волшебный мир закулисья большого кино. Но, кажется, это путешествие окажется совсем не таким, как можно было представить.
Суть «Главной роли» проявляется в мастерски написанных диалогах и виртуозно разыгранных сценах. Произведение это простое, но одновременно и сложное – сложное, но простое. Красивое. Но через красоту авторы показывают уродство. Через уродство – демонстрируют красоту.
Режиссёры осторожно намекают, что в единстве и борьбе этих противоположностей состоит искусство. Более того – в этом заключается наша жизнь.