Профессора биологии Пола Мэтьюза трудно назвать объектом пристального внимания со стороны широких масс. Это вполне себе заурядный, лысеющий мужчина средних лет, чьи лекции о муравьях студенты даже не слушают, дочери предпочитают общению с ним скроллинг соцсетей в смартфонах, а его идея будущей книги так и остаётся лишь идеей.
Но внезапно происходит невероятное: Пол начинает появляться во снах самых разных людей, причём большинство из них ему даже не знакомы. По их словам, Пол просто оказывается в сновидениях и ничего не делает.
Сей загадочный феномен быстро приносит тихому мужчине огромную популярность. Вот только Пол ещё не догадывается, что за любой хайп нужно платить. Придёт пора, когда сны с его участием ни с того ни с сего обратятся в жуткие ночные кошмары и те поклонники, что совсем недавно носили Пола на руках, моментально его возненавидят.
Имя Николаса Кейджа уже много лет перестало ассоциироваться с понятием «лауреат премии «Оскар» (а именно этой высокой награды актёр когда-то был удостоен за фильм «Покидая Лас-Вегас»), как и с обликом звезды кассовых блокбастеров. Приятно видеть, что старина Ник не похоронил себя окончательно, когда, казалось бы, всё свидетельствовало только об этом.
Выбрав в качестве творческой отдушины и источника дохода низкобюджетный кинематограф, подчас не брезгуя даже трэшем, он сумел проявить свои истинные таланты в независимом кино. И, хотя свежая картина норвежца Кристоффера Боргли «Герой наших снов» предлагает зрителю меньше обещанного, великолепная игра Кейджа становится основной причиной, по которой этот фильм обязательно нужно увидеть хотя бы раз.
Фантасмагорическая составляющая, заложенная в сценарии, нисколько не отвлекает от вполне прозрачного лейтмотива – «Герой наших снов» повествует прежде всего о порочной сути культуры отмены и ветреном непостоянстве поп-индустрии, где идолы меняются не по дням, а по часам.
Боргли раскладывает эту сомнительную практику как по полочкам: мы видим, как робкий, застенчивый и совершенно непробивной человек внезапно для самого себя оказывается в центре всеобщего внимания, испытывает от этого эйфорию и наивно полагает, что добился успеха. Но он забывает, что в эпоху соцсетей и фейковой популярности можно так же резво упасть, причём ещё ниже, чем ты был ранее.
Этот переломный момент неплохо обыгран путём внезапной смены характера «эпидемии сновидений», когда Пол из волшебника Оле-Лукойе неожиданно превращается во Фредди Крюгера – и людям больше нет разницы, таков ли Пол на самом деле. Для сознания толпы не важно, что послужило причиной смены образа, их логика проста: раз нам так показали (по телевизору, в голове, неважно), значит, так оно и есть. В отличие от многих знаменитостей, допустивших некий промах или совершивших проступок, Пол ничего не предпринимал, чтобы стать объектом повсеместного хейта, а любая попытка оправдаться или обелить имя работает только на сопротивление.
Параллельно наблюдению за философией толпы, Боргли рассказывает, как работает поп-индустрия, стоит лишь источнику массового интереса появиться в поле зрения хитрых эффективных менеджеров. Полу тут же предлагают использовать «ментальные путешествия» для рекламы «Спрайта», обещают соглашаться на все его условия, но проталкивают исключительно личные коммерческие интересы, бесстыже воруют идеи и без малейшего зазрения совести выкидывают вчерашнего кумира на помойку, поскольку за дверями уже выстроилась очередь новичков со своими «талантами».
Чего картине не хватает, так это большего изящества в изображении сатиры. Боргли предпочитает аллегорической психоделии прямолинейный мамблкор, чуть ли не на пальцах разъясняющий суть проблемы. В картине есть ряд великолепных сюрреалистических эпизодов, но микширование реального, метафорического и вымышленного компонентов у Боргли происходит грубовато.
Режиссёру не всегда удаётся плавно объединить психологическое правдоподобие бытовой реальности с условностью фантастической вселенной, в которой человек по ночам внезапно оказывается в чужих головах. Проще говоря, желание проанализировать персонажей и происходящие события то и дело спотыкается о стремление Боргли преподнести их слишком обобщенно, без нюансов.
Например, мы не получаем ряд внятных доказательств, почему, казалось бы, вполне разумные люди начинают слепо верить в то, что видят в сне и без малейших раздумий проецируют эти понятия на несчастного Пола. Причём стадному чувству подвергаются даже его близкие. Боргли очевидно полагает, что условность – лучшее средство для донесения заложенных смыслов, но забывает, что обилие деталей в изучении чужого подсознательного, куда так «беспардонно» проник Пол, пошло бы картине только на пользу.
Что же касается самого Николаса Кейджа, ему остаётся лишь эмоционально реагировать на все эти невероятные события, приключившиеся с его героем, и с этой задачей он справился блестяще. Хотя в картине присутствует ряд остроумных и очень смешных сцен (включая эпизод соблазнения с нечаянным пусканием газов), актёр понимает, что его персонаж насквозь трагичен даже тогда, когда пытается казаться забавным.
В обличье Пола Кейдж сыграл подлинную трагедию маленького человека, который рад любому шансу быть услышанным и замеченным. Поэтому он искренне не может понять, почему от него так легко готовы отвернуться те, кто хорошо его знал долгие годы.
И многие недостатки фильму можно простить за пронзительный финал, в котором мы видим, с каким отчаянием мужчина желает одного: пускай его возненавидит даже весь мир, главное, чтобы его понимал и принимал тот, кого он всем сердцем так преданно любил.