Величайшее богатство

Наверняка хоть раз в жизни вы задумывались, что было бы, если бы вы… не родились. Эта мысль часто проходит быстро и даже бесследно, но в отдельных случаях может иметь опасные последствия. О том, как важно снова полюбить жизнь, 70 лет назад рассказал Фрэнк Капра мотивирующей лентой «Эта замечательная жизнь». Без неё американцы и по сей день не могут представить себе празднование Рождества.

Эта замечательная жизнь

Экран знакомит нас с мальчиком, который мечтает отправиться в кругосветное путешествие. Он взрослеет и не расстаётся с грёзами в юности. Однако жизнь вносит коррективы, и Джордж (Джеймс Стюарт) начинает заниматься тем, от чего открещивался всякий раз – семейным бизнесом. Позже он женится на прекрасной девушке Мэри (Донна Рид), заводит детей. В череде событий герой не замечает, насколько ценен для близких и родного городка. Но сейчас он не знает, за что зацепиться: стоит на мосту и собирается покончить с собой. Ему на помощь приходит ангел-хранитель второго класса Клэренс (Генри Трэверс). Он докажет Джорджу, что его жизнь – то, от чего отказываться нельзя.

По счастливому для многих американских телеканалов стечению обстоятельств авторские права картины не были продлены вовремя, что послужило главной причиной массовой трансляции фильма с середины 1970-х в рождественские каникулы. Целое поколение выросло под взволнованный голос Джеймса Стюарта. Фильм стал таким привычным элементом празднования Рождества, что его просмотр до сих пор обязателен, как, например, покупка подарков. На фоне огромного количества кинорождественских историй «Эта замечательная жизнь» – главная из мотивирующих, хотя слово «мотивация» слишком избито и здесь уместнее будет сказать, что фильм способен душевно окрылить. Почти всё время, что идёт мелодрама, возникает непреодолимый порыв приободрить Джорджа, а когда за зрителя это делают высшие силы и весь город, внутреннему ликованию нет предела.

Эта замечательная жизнь

«Эта замечательная жизнь» – очень отдалённое эхо своего первоисточника – рассказа «Величайший подарок» Филипа Ван Дорена Стерна. Это тот редкий случай, когда экранизация намного шире и занимательнее своей основы. Не последнюю роль сыграл объём истории: если рассказ читается за полчаса, то фильм длится чуть больше двух часов. А само произведение Стерна укладывается в последние 30 минут.

Но у рассказа от киноверсии есть отличия. У литературного Джорджа не было очевидных причин, чтобы прощаться с жизнью (во всяком случае, она не чётко обозначена автором), а вот Джордж Бэйли из «Этой замечательной жизни» сталкивается с неприятностями и страхами перед ближайшим будущим. Другое важное расхождение – реакция Джорджа на происходящее, когда Клэренс исполняет его «желание» и стирает из бытия. Джордж-киногерой не верит в новую реальность, буянит, дерётся и бежит от охватившего его ужаса. Джордж из рассказа – другой: он удивлён, но переживает перемены только мысленно. Мы видим двух совершенно разных Джорджей: сдержанного и неуверенного с одной стороны, и вспыльчивого, импульсивного, с широко раскрытыми от удивления глазами – с другой. Киновариант Джорджа правдоподобен и близок зрителю, поэтому его поступки и поведение в необычной ситуации полностью оправданы.

Эта замечательная жизнь

В истории очень яркий антагонист – самый настоящий злодей, каким он и должен быть в хорошей поучительной истории – мистер Поттер (Лайонел Берримор). В рассказе он не участвует, но присутствует в киноверсии, и это правильный ход. Иначе вышло бы, что главный противник Джорджа – это его же судьба. Поттер заставляет Джорджа броситься в объятия отчаянию и подытожить свою жизнь как череду неудач и несбывшихся надежд. Другими словами, Джорджу не пришлось бы говорить «Зачем я только родился?» или «Зачем нам нужны эти дети?», не будь он так душевно опустошён действиями злобного старика. С другой стороны, мистер Поттер – истинный капиталист во плоти, ищущий выгоду, а Джордж с отцом ведут довольно парадоксальный бизнес, который не всегда приносит прибыль, зато жители городка их любят и уважают. Это и раздражает мистера Поттера. Если бы у истории было продолжение, вероятно, оно было бы похоже на «Рождественскую песнь» Чарльза Диккенса, так как Поттеру тоже бы не помешало встретиться с духами Рождества и перестать быть таким завистливым скрягой.

Проблема счастья в фильме – самая важная. В одном из разговоров Джорджа Бэйли с Генри Поттером последний говорит, что знает, как Джордж в глубине души ненавидит свою работу. По взгляду Джорджа видно, что он согласен и даже задумался о том, счастлив ли на самом деле. В молодости он твердил отцу, что не смог бы всю жизнь провести в маленькой убогой конторе. Однако обстоятельства и доброе сердце его там удержали. Его детская/юношеская мечта осталась в прошлом. Но когда в его жизнь стучатся очень серьёзные проблемы, Джордж жалеет себя, вспоминает упущенное и чувствует себя недооценённым. Одобрение других и знание, что он нужен и что его поступки делают мир лучше – всё это необходимо Джорджу, чтобы снова заполнить лёгкие рождественским воздухом, полным радостных и волнительных ожиданий.

Эта замечательная жизнь

Каждый зритель найдёт здесь сцену, которая ему запомнится. Детские воспоминания Джорджа; танец у открытого бассейна; знаменитое «заарканивание» луны; ненависть-любовь между Мэри и Джорджем; военное время, где герой показан даже чуточку издевательски (ведь даже война не позволила ему покинуть город); и сцены с феей-крёстной в мужском исполнении. Особого упоминания заслуживает финал, в котором Джордж вместе с семьёй и друзьями получает величайший подарок на Рождество: осознание того, что он – самый богатый человек во всём мире. Только богат он не деньгами, которые принёс весь город, а понимающей и внимательной женой, чудесными детишками и отзывчивыми друзьями, которые на добро обязательно отвечают добром.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here