Эми

Вопросы без ответов

Смотреть документальные фильмы о судьбах реальных людей всегда сложно, так как невозможно оправдать несправедливость и трагичность происходящего на экране особенностью художественного замысла. В конце концов, жизненные испытания – большая часть паззла, который каждый человек собирает самостоятельно, чтобы, соединив все детали и сделав шаг назад, увидеть картину, которую он сможет назвать своей судьбой. Снимать документальные ленты об интересных личностях (может, не всегда известных, но значимых) – хорошая традиция, хотя бы потому, что создатели таких фильмов пытаются ответить на серьёзные вопросы, либо дают возможность зрителям задуматься. Фильм Асифа Кападии «Эми» рассказывает о той, что сделала своё имя бессмертным и в то же время оборвала жизнь так безвременно.

«Я пишу только о том, что происходило со мной. О том, что я не могу просто так утопить в прошлом. Слава богу, я склонна к саморазрушению, так что темы для песен у меня найдутся всегда».
Эми Уайнхаус

Говорят, что только особо чувствительные люди способны сочинить по-настоящему проникновенную песню, в которой есть смысл, понятный и пережитый не только автором, но и слушателями. Песни становятся легендарными тогда, когда между ними и словом «душа» можно с уверенностью поставить знак равенства. Песни Эми Уайнхаус были именно такими, настоящими.

Биографическая лента Асифа Кападии включает в себя классические приёмы документального кино, начиная с использования личного архива и заканчивая эксклюзивными записями, представленными публике впервые. Большая часть фильма – это комментарии и воспоминания самых близких людей певицы: её членов семьи и тех, кто был с ней на протяжении всего жизненного и творческого пути. Сконцентрировавшись на том, что фильм – это дань уважения Эми (даже само название об этом говорит), его сюжет не отходит от её истории ни на шаг, это объясняет ещё и то, что зритель ни разу не увидит говорящих за кадром друзей и семью певицы.

Неправильно предполагать, что в жизни Эми Уайнхаус всё было слишком типично для певицы и что её судьба обернулась очень предсказуемым образом. В детстве Эми была окружена музыкой, увлекалась ей, но не думала, что музыка станет её призванием, она воспринимала её больше как хобби. Первые студийные записи, первый контракт со звукозаписывающей компанией, участие в турне на разогревах – всё это, казалось, самое начало долгого шествия певицы к своему признанию. Тем не менее, Эми удалось первым же своим альбомом привлечь внимание к своей персоне и получить первые престижные музыкальные награды. Альбом «Frank» вышел в 2003 году и получил широкую известность в Великобритании, тогда об Эми на её родине узнали все. Через три года о ней уже заговорил весь мир – вышел её второй альбом «Back to Black». Одноимённая песня с альбома стала своеобразной эпитафией в день смерти Эми. Быстрый успех в юном возрасте не всегда приносит счастье его обладателю. Эми было ещё труднее, учитывая то, что она никогда не хотела петь для такой неисчисляемой публики, пределом её мечтаний был ограниченный круг слушателей соула и джаза, которые посещали бы её выступления в клубах. Несмотря на то что поп-музыка захватывает умы большинства, Эми не собиралась писать навязчивые и пустые песни, которые застревают не в сердце, а в голове.

Песни для фильма подобраны просто прекрасно, каждый раз они дополняют повествование об определённом событии в жизни Эми и являются фактически музыкальным пересказом того, о чём говорилось чуть ранее. На самом деле, песни исполнительницы были очень личными и посвящались они исключительно её жизненным трудностям и моментам счастья. Для иностранного зрителя это понимание приходит и через отдельные титры со словами песен.

После знакомства с профессиональной карьерой Эми на первый план в фильме выходит её главная любовь – бывший муж, Блэйк Филдер-Сивилл. Пережитое ей чувство к нему – разрушительное и созидательное, уничтожающее и в то же время вдохновившее Эми на написание душеразрывающих текстов. После просмотра начинаешь думать, что именно Блэйк виновен в смерти соул-дивы. Откровенные разговоры тех, кто был в жизни Эми и тех, у кого она остаётся в сердце даже после смерти, не раскрывают причины её раннего ухода, но пытаются показать девушку такой, какой её никто не знал. На протяжении всей карьеры имя Эми Уайнхаус ассоциировалось со скандалами и уже потом с уникальной манерой исполнения нестандартных лирических песен. Вредные привычки есть у каждого человека, в том числе и у знаменитостей, но у последних дело с ними обстоит сложнее, ведь известность и нечеловеческий график работы и гастролей подпитывают желание к эскапизму посредством алкоголя и наркотиков.

«Неоднозначность отношений с мужем и отсутствие должного внимания близких по отношению к Эми стали причинами трагического исхода», – скажут одни, «Влияние её отца уничтожило её», – скажут другие. Зритель сам решает, кто виноват и как можно было бы предотвратить катастрофу. Говоря о мнениях и отзывах, стоит упомянуть то, что фильм не понравился и даже вызвал гнев у некоторых друзей и родственников Уайнхаус, в числе которых и отец Эми – Митч, чья репутация родителя долгое время находится под сомнением, особенно после выхода его документального фильма, а позже и книги «Эми, моя дочь». Как бы ни хотелось признавать этого, но жизнь Эми всё же стала достоянием общественности, и потому судить отношение к ней родных и близких со стороны также стало возможным. Эгоизм и бездействие мужа и отца, возможно, самое необъяснимое и ужасное, что остаётся в мыслях зрителей «Эми». Тут же и возникает вопрос: объективен или нет режиссёр картины и считает ли он конкретных людей виноватыми в смерти дивы? Естественно, субъективность в какой-то мере присутствует, но нельзя не признавать того, что вина обвиняемых людей есть, и она неоспорима, ведь наркотическая и алкогольная зависимость не лечится в одиночку.

За резкостью и вспыльчивостью Эми на публике скрывалась добрая, хрупкая и отзывчивая девушка, готовая помочь всем и каждому, кроме самой себя. Она очень зависела от людей и отдавалась им полностью. И оттого обиднее знать, что весь мир ополчился против неё и смеялся над ней тогда, когда ей нужна была поддержка и понимание – стоит вспомнить хотя бы двуличных ведущих вечерних шоу, которые с радостью приглашали её исполнять хиты на пике славы, а спустя время унижали её, подхватив волну издёвок и насмешек в СМИ.

Вердикт: Занимательный рассказ о яркой, необычной певице, похожей на вампиршу Эльвиру и джазовую богиню одновременно. Эми Уайнхаус была талантливым автором чувственных и необыкновенно откровенных песен, которые помогли рассказать о её жизни наилучшим образом.

8

8

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here