Мир катится туда, куда его катим мы

Кино основано на реальных событиях – несколько подростков ограбили виллы голливудских звёзд, желая примерить на себя их жизнь. Детям (в общем-то, не только американским и не только детям) хочется dolce vita. На что они ради неё готовы, лишь бы не работать и не учиться?

Про кино Софии Копполы важно понять одно – оно простое и в любом случае со вкусом. Кто бы ни был героем – королева, известный спортсмен, стареющий актёр – все они обычные люди со своими проблемами. О чём бы ни говорила режиссёр, всё превращается в бытовуху в хорошем смысле. Фильмография Копполы – как посиделки на кухне с соседями по коммуналке, когда кто-то один выходит и рассказывает свою историю, делится проблемой, которая отчего-то берёт за душу всех жителей квартиры. Коппола ловит настроение современников, показывает то, что именно сейчас начинает всех беспокоить, первой слышит тревожные звоночки. Она не ставит диагноз, но видит болезнь или просто чувствует настроение.

У фильма «Элитное общество» по сути нет главного героя, но есть проблема. И здесь несколько пластов. Верхушка – порочный дух Голливуда пропитывает жизни даже не сопричастных, а лишь живущих поблизости. Дети склонны сотворять себе кумиров, но теперь им мало лишь поклоняться или украсить стену постером, да и не в кумире дело, а в его жизни – деньгах и возможностях. Эти дети любят не за талант, а за виллу, сумочку и туфли. Это острая социальная сатира, казалось бы, на конкретный срез американского общества, но только ли? Разве наши дети не ждут наследства от тётушки Чарли из Бразилии? Почему? Голливуд далеко, а Луи Виттон покоя не даёт. Что мы делаем не так, почему дети растут такими?

Но Коппола не даёт ответы на эти вопросы, она констатирует факт – человечество выращивает поколение не просто потребителей, но ленивых, необразованных, невоспитанных, эгоистичных людей, которые считают, что имеют право на красивую жизнь.

Это было бы просто кино об американской молодёжи, если бы почти век назад испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет не написал книгу «Восстание масс» – о том, что общество перестаёт быть кастовым в смысле образования, ума, способностей. Понимание того, что у каждого своё место, стирается, каждый независимо ни от чего может пойти и взять то, что ему нужно. Не заслужить, не заработать, а взять.

Коппола со своим «Элитным обществом» не изобретает велосипед, она лишь даёт представление о текущей ситуации, при этом не давая никаких советов, но сожалея, что всё так обернулось. Морализаторства в фильме нет, есть только история, как статья из жёлтой прессы – простая, доступная и пугающая своей очевидностью и нерешаемостью. Но проблема в том, что это жёлтая пресса, а доверия к ней нет, как и к фильму, в котором режиссёр раскрывает важную проблему на примере тягот жизни в солнечной Калифорнии, которая от большинства обитателей земного шара всё-таки далековата.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here