«Заложник одной роли» – для многих актёров это «звание» сродни проклятию. «А, это тот, который играл Гарри Поттера…», «Она ещё играла Кэрри Брэдшоу» – даже реальные имена актёров становятся жертвами их персонажей. Однако есть в этом и свои плюсы: если актёра помнят по одной роли, то это лишь означает, что он настолько точно «срезонировал» с фильмом и своим персонажем, что культура выбрала и зафиксировала именно этот его образ.
28 января день рождения отмечает Элайджа Вуд. Можно выполнить незамысловатое упражнение: представьте этого актёра в любой роли. Вероятнее всего, перед вашим мысленным взором сейчас предстал босоногий Фродо Бэггинс из трилогии Питера Джексона «Властелин колец». На сегодняшний день это самая громкая роль 36-летнего Элайджи Вуда, актёрская карьера которого началась ещё в детстве.
Маленький Элайджа Вуд появился на телеэкране ещё в начале 90-х: он исполнил небольшую роль в клипе популярной певицы Полы Абдул. Затем были роли в школьных спектаклях, после – небольшие работы в кино. Элайдже Вуду везло: критики положительно отзывались не только о фильмах с его участием, но и о самом актёре. Американский критик Роджер Иберт в рецензии на фильм «Война» (1994), назвал Элайджу – которому тогда было 13 – «самым талантливым актёром своего возраста за всю историю Голливуда».
Кинокарьера Вуда не стояла на месте: в 1989-м он засветился в одном из эпизодов фильма Роберта Земекиса «Назад в будущее 2». Элайджа был одним из мальчиков у игрового автомата в закусочной будущего, в которую пришёл Марти. В 1993-м Элайджа сыграл одну из главных ролей в фильме Джозефа Рубина «Добрый сынок». Его партнёром по площадке был сам Маколей Калкин, находившийся в то время на пике славы. Но – в отличие от Калкина, дальнейшая жизнь которого слегка пошла по наклонной – Элайдже Вуду удалось избежать подобной незавидной судьбы детей-актёров.
Уже будучи подростком, Элайджа Вуд исполнил одну из главных ролей в фантастическом фильме ужасов Роберта Родригеса «Факультет» (1998). Вместе с ним в фильме играли такие – в будущем известные – актёры, как Джош Хартнетт и Сальма Хайек. Именно во время съёмок «Факультета» Элайджа Вуд узнал о планах режиссёра Питера Джексона экранизировать знаменитую трилогию Джона Р. Толкина.
Это было похоже на Шанс, поэтому Элайджа Вуд решил проявить инициативу: он заказал аутентичный костюм, вскарабкался на склоны близ Лос-Анджелеса и сыграл несколько сцен из книги. Начинающий режиссёр – и близкий друг Элайджи – Джордж Хуан снял эти пробы, и кассету отправили Питеру Джексону. Актёрские способности молодого актёра – Элайдже на тот момент было 19 лет – впечатлили режиссёра, и он позвал Вуда на прослушивание. После уже ни у кого не осталось сомнений, что он идеальный Фродо Бэггинс. Типаж Вуда идеально подходил под описание героя, данное самим Толкином. Даже многочисленные игрушки и фигурки Фродо, выпущенные по мотивам фильма, имели внешность Элайджи. «Я никогда не думал, что меня станут продавать в виде игрушки!» – впоследствии говорил актёр.
Таким образом талант и инициативность позволили Элайдже Вуду обойти более 150 актёров-претендентов (в числе которых был Джейк Джилленхол) и получить роль, изменившую его жизнь. «Властелин колец» позволил ему стать частью чего-то великого – даже культового. Он получил не только актёрский, но и прежде всего, жизненный опыт. В одном из интервью Вуд вспоминал: «Меня как будто пригласили в путешествие, позволившее мне не только научиться актёрскому мастерству, но и развиться как личности». Можно сказать, что для молодого актёра столь масштабный проект стал чем-то вроде инициации; неким переходом во взрослую жизнь.
Но… определение «взрослый» весьма сомнительно подходит для Элайджи Вуда. И дело прежде всего в его внешности: в свои 36 он выглядит так же, как и в 19. Многие в шутку приписывают этот «вечно молодой» вид магическим свойствам кольца, которое досталось актёру после окончания работы над трилогией. Тем не менее, факт остаётся фактом: несмотря на солидный возраст, Элайджа Вуд выглядит как подросток.
Однако именно эта свежесть, юность и некая наивность его внешности позволила Вуду с блеском сыграть в фильме Лива Шрайбера «Свет вокруг» (2005). После знаменитой трилогии актёр стал отдавать предпочтение независимым фильмам, которые позволили бы ему открыться с новой стороны. «Я всегда стараюсь участвовать в фильмах, не похожих друг на друга. Это особенно усилилось после “Властелина Колец” – из-за его масштабности», – отметил Элайджа в одном из интервью.
«Свет вокруг» (иногда переводится как «Полная иллюминация» или «И всё осветилось») снят по мотивам одноимённой книги американского писателя еврейского происхождения Джоната Сафрана Фоера. В 2002 году эта книга стала однозначным бестселлером в США и принесла автору множество престижных литературных наград.
«Полная иллюминация» – это во многом биографический роман, основанный на реальном путешествии. В 22 года Джонатан Сафран Фоер отправился на Украину, чтобы разыскать женщину, которая спасла его деда от немцев. «Конечно же, я не нашел её – вспоминает Фоер. – Я был очень наивным и плохо подготовленным». Возможно, он писал книгу, чтобы сгладить впечатления от неудавшейся поездки и представить, что было, если бы путешествие увенчалось успехом.
В итоге получилось многослойное – как по форме, так и по содержанию – произведение, которое в полной мере невозможно экранизировать. В одном из интервью Элайджа Вуд сказал, что Джонатан Сафран Фоер не настаивал на точном перенесении книги на экран. Он в целом был весьма «дистанцирован» от съёмок фильма (хотя и появился там в нескольких камео: мужчина, убирающий листья на кладбище и рука, которая пишет названия глав). «Мне кажется, Джонатан дал Ливу книгу как материал для интерпретации, – говорит Элайджа Вуд. – В итоге, книга – это одно, а фильм – другое».
В самом деле: для фильма сократили персонажей и сюжетные линии, но в центре по-прежнему осталась история о путешествии молодого американца Джонатана (Вуд) на Украину. Там он ищет женщину, которая во время Второй мировой спасла его молодого деда от нацисткой расправы. Украинским гидом Джонатана становится Алекс – молодой одессит, в исполнении Евгения Гудзя (солиста популярной группы Gogol Bordello), а личным водителем – якобы слепой дед Алекса. «Загрузившись» в старую машину вместе с бешеной собакой по кличке Сэмми Дэвис Джуниор Джуниор, эта компания отправляется в путешествие, которое приведет их… нет, не в Мордор, а в заброшенную украинскую деревню Траченброд.
Многие критики отмечали некую двойственность «Света вокруг»: первая часть картины – эксцентричное путешествие, некая смесь комедии и фарса, в то время как вторая приводит зрителя на мрачную, грустную и заставляющую задуматься территорию Второй мировой и Холокоста. Однако в этом и была «изюминка» картины: американский критик Клаудия Пуиг писала, что «редко когда фильмы с таким лёгким юмором говорят о таких тяжелых вещах, как Холокост и антисемитизм».
«Свет вокруг» стал режиссёрским дебютом актёра Лива Шрайбера, известного по фильмам «Крик», «Разрисованная вуаль» и ремейку «Омена». Книга привлекла его идеей, что прошлое озаряет настоящее и что все люди – так или иначе – оказываются связанными между собой невидимыми нитями судьбы. Как, например, главные герои – Джонатан и Алекс.
«Мне понравилась эта история об украинском парне, одержимом культурой Америки, и невротичном американце, одержимом ностальгией по Восточной Европе», – рассказывает Лив Шрайбер. По его задумке, персонаж Элайджи Вуда должен был максимально отличаться от стереотипного американца. «Главный герой этой истории должен быть ранимым, открытым, ностальгирующим, уязвимым – но готовым к поискам своей истории за пределами своей страны», – говорит Шрайбер. И – по мнению режиссёра – Элайджа прекрасно справился с этой задачей.
К слову, большинство ролей в этом фильме исполняли не актёры, а простые люди – так Лив Шрайбер стремился придать этой истории большую реалистичность. «Реального человека видно по грязи под ногтями, по цвету зубов и обгоревшей коже. Реальный человек – это всегда очень мощно! По крайне мере, для меня», – рассказывает Шрайбер.
Однако персонажа Элайджи Вуда сложно назвать реалистичным – но лишь потому, что таких людей редко встретишь в реальной жизни. В его Джонатане интригует и внешность, и поведение. Сам Элайджа говорил о своём герое как о «спокойном и тихом наблюдателе, отрезанном от остального мира». «Практичность – вот главное качество Джонатана. Оно выражается в его одежде: на протяжении фильма герой носит один и тот же костюм», – говорит Вуд.
Большие очки с увеличивающими стёклами – это такая деталь-характеристика личности Джонатана. С одной стороны, они подчеркивают его натуру исследователя и наблюдателя, с другой – как будто «отгораживают» самого Джонатана от внешнего мира. «Вообще комическое в этом герое рождается как раз из противопоставления его внутреннего мира миру внешнему», – отмечает Вуд. Если Джонатан – это строгость, практичность, стремление к упорядочиванию и коллекционированию, то внешний мир – это хаос, буйство красок и спонтанность.
В одном из интервью Элайджа Вуд отметил, что его персонаж совершил не столько географическое, сколько эмоциональное путешествие. И передать эти эмоции – при внешнем спокойствии персонажа – и было основным вызовом для Элайджи как для актёра. «Внешне Джонатан невыразительный – но при этом внутри у него постоянно что-то происходит», – рассказывал Вуд.
Карьера Элайджи Вуда не стоит на месте – этому во многом способствуют различные проекты, за которые он берётся. В одном из интервью актёр признался, что любит жанр хоррор-триллеров – и именно поэтому согласился сыграть маньяка в одноимённом фильме Франка Халфуна. Телевидение тоже его привлекает: с 2011 года он снимается в сериале «Уилфред», а с 2016-го – в необычной вариации шоу про сыщиков под называнием «Детективное агентство Дирка Джентли». Помимо актёрской карьеры, Элайджа Вуд известен пристрастием к музыке: он коллекционирует виниловые пластинки, выступает в роли диджея, а также основал собственный звукозаписывающий лейбл.
В одном из интервью актёр как-то сказал: «В фильме обо мне должен сыграть Дэниэл Рэдклифф – ведь нас постоянно путают!» Так что несмотря на звёздное прошлое, успешное настоящее и безусловно перспективное будущее, Элайджа Вуд остается простым и лёгким в общении человеком, который с юмором относится к себе и своей популярности.