Жизнь от розетки
Сюжеты, в основе которых лежат истории людей, трагическим образом оказавшихся полностью прикованными к постели, довольно специфичны. Поскольку в центре истории – персонаж в статичном положении, драматургам приходится изобретать разные ухищрения, чтобы сделать историю не только драматичной, но и увлекательной. Что характерно, подобных картин довольно много – среди них «Скафандр и бабочка», «Море внутри» и «До встречи с тобой». Попытку внести свою лепту и рассказать ещё одну подобную историю предпринял актёр Энди Серкис, для которого «Дыши ради нас» стал дебютом на поприще режиссуры.
Биографическая мелодрама повествует о жизни Робина Кавендиша (Эндрю Гарфилд), который только-только начал счастливую семейную жизнь с беременной женой (Клэр Фой), как внезапно оказался парализованным из-за полиомиелита. В госпитале ему сделали трахеотомию и подключили к аппарату искусственного дыхания, но единственное, чем он мог шевелить с тех пор, была голова. И, несмотря на такую горькую долю, он прожил 64 года, став одним из самых долго живущих респинавтов (людей, пожизненно находящихся на обеспечении аппарата вентиляции лёгких) в Британии.
Эту картину, спродюсированную сыном Робина Джонатаном Кавендишем, можно описать выражением «акварель маслом». Команда для постановки фильма была подобрана весьма внушительная – Серкис, неплохо проявивший себя здесь как постановщик, хорошие актёры в главных ролях (близнецы в исполнении Тома Холландера, правда, немного раздражают) и один из лучших операторов современного Голливуда, трёхкратный лауреат «Оскара» Роберт Ричардсон, создавший очень красивую картинку с роскошными панорамами на фоне солидного сеттинга. Но вот сценарий Уильяма Николсона («Гладиатор», «Отверженные», «Золотой век») оказался довольно простым, бесконфликтным и порой откровенно скучным. История Кавендиша подаётся очень ровно, без мелодраматических заносов, но и совсем без должного трагизма.
Конечно, отдельное спасибо за оптимизм авторов, поскольку главный посыл «Дыши ради нас» всё же намного позитивнее, нежели в недавнем хите «До встречи с тобой», чей спорный финал разозлил многие сообщества инвалидов (заслуженно). Вот только показывать почти два часа, как персонажа подключают к разным розеткам, ведут с ним задушевные разговоры и таскают по странам, всё же мелковато для полноценной драмы. Ведь исследовать особо глубокие и серьёзные аспекты картина никак не хочет. Очень хорошо, что из всех героев брызжет исключительно хорошее настроение, но итог стараний авторов и исполнителей выглядит пустым и не трогающим стандартным рассказом о силе духа.
В этой истории слишком много поверхностных шаблонов, в результате чего практически не цепляют ни диалоги, ни ситуации, ни сами персонажи. Сентиментальному зрителю этот фильм, скорее всего, понравится: он мил, уютен, красив и содержит именно те компоненты, которые призваны тренировать слёзовыделение. Что у авторов не получилось, так это затронуть те струны в сердце, которые находятся намного глубже.