Движение в никуда
С момента включения соревнований по баскетболу в Олимпийские игры было проведено девятнадцать матчей за первенство. Пятнадцать раз золотая медаль доставалась сборной США, два раза – сборной СССР. В 1972 году команда советских спортсменов впервые сбросила американцев с пьедестала со счётом 51-50. Последние три минуты матча переигрывались три раза, два из которых наглядно демонстрировали преимущество Соединённых Штатов. На третий раз решающий мяч забила команда СССР, вырвав-таки долгожданное золото. Сборная США серебро получать демонстративно отказалась. Но победителей, как говорится, не судят. О победителях снимают фильмы.
«Движение вверх» продолжает российскую кино-тенденцию последних лет – рассказывать о былых достижениях науки/культуры/спорта (попутно критикуя советский строй, эти достижения породивший) и сеять зёрна нездорового, иррационального патриотизма, основанного на ненависти к конкурирующим нациям. Вслед за «Легендой №17», вырезавшей в сознании зрителя, словно коньком по льду, что канадцы – грубые «быки», а Валерий Харламов – один в поле воин, картина Антона Мегердичева пытается убедить в том, что американцы – агрессивные и откровенно глупые обезьяны, а вот советские спортсмены – сплошь джентльмены, богатыри и красавцы. При этом создателями игнорируются не только исторические факты и чувства оскорбившихся родственников бывших баскетболистов, но и банальные законы жанра спортивной драмы.
Подобные фильмы обычно построены на последовательном преодолении трудностей – как внешних, так и внутренних – и особый упор делается на командный дух, сплочённость игроков. Нередко спортсменов ведёт к успеху кто-то один, яркий лидер – тренер или капитан. Обязательно в группе присутствует некая червоточина: либо бунтарь, либо какой-то конфликт. Ничего этого в «Движении вверх» нет. Олимпийская сборная СССР изначально состоит из сильных баскетболистов, занимающихся по отлаженной системе тренера Александра Гомельского. В первом же матче, вошедшем в повествование, команда одерживает победу – как и в большинстве последующих.
Смена тренера на Владимира Гаранжина (фамилию Кондрашина пришлось заменить на вымышленную ввиду судебного иска родственников), кажется, носит лишь политическую подоплёку. Новая метла, вопреки поговорке, метёт так же, как и старая – разве что на «загнивающий Запад» посматривает и нечто абстрактное оттуда заимствует. Владимир Машков в этой роли сам на себя не похож: он настолько безликий, безвольный, как будто мешком пришибленный, что не узнаёшь в нём ни легендарного «вора», ни Парфёна Рогожина, ни других сорока с лишним харизматичных персонажей. Большую часть фильма он тихо стоит в сторонке, мямлит что-то под нос о победе над американцами и звонит жене, чтобы отчитаться о зарплате.
Нет ярких личностей и среди игроков: из двенадцати спортсменов сборной внимание уделяется лишь двум-трём, да и то посредственное. Герои обрисовываются парой штрихов, причём, как правило, выдуманных и дискредитирующих реальных олимпийских чемпионов: один вынашивает планы побега на Запад, другой всё бросает ради свадьбы сестры в Грузии, трое скрывают серьёзные болезни. Всё это сделано настолько абсурдно и поверхностно, что сопереживать им невозможно. Более того, между персонажами не возникает никаких отношений: ни дружбы, ни зависти, ни соперничества – ничего. Полтора часа повествования все эти люди как будто случайно находятся вместе, иногда без причины грызутся, а к финалу вдруг начинают бросаться вдохновлёнными фразами, что все друг другу родные, все товарищи. О полноценном росте личностей, о развитии конфликтов говорить не приходится, и поэтому никаких духоподъёмных чувств картина не вызывает.
Единственное, что создателям удалось, – снять красивые и реалистичные спортивные сцены: мячи летят в корзину и в слоу-мо, и под разными углами, и в самых неожиданных комбинациях передач. За операторскую работу здесь ни разу не стыдно, хотя в сценарном плане явно не хватает и некоторых разъяснений по ходу игры, и профессионального слэнга. Показывают, по сути, только забитые мячи, но нет ведения мяча, нет техники. Неясно, где команда допускает ошибки, где преодолевает себя, где меняет тактику и так далее. В результате матчи выглядят по-простецки, словно их изначально снимали для непритязательных обывателей.
Как бы ни хотелось иногда заключить, что российское кино наконец-то сделало мощный рывок вверх, проекты массового проката всё ещё доверия не внушают. Агрессивная реклама, отсутствие альтернативы в кинотеатрах и заведомо позитивные темы, основанные, ко всему прочему, на реальных событиях, накручивают подобным «хитам» запредельный рейтинг. Но если отделить зёрна от плевел и посмотреть на фильм в контексте кино (а не в контексте истории или политики), выйдет всё та же пустая агитка, сделанная без души и особого мастерства.