Головой о сапог
Иногда великие актёры осмеливаются появиться в необычных фильмах в нехарактерных ролях. Винс Вон, не претендующий на титул великого, традиционно играет хулиганистых мужланов в дружелюбных комедиях – «Развод по-американски», «Отец-молодец» и «Незваные гости» – кино наивном, забавном, милом. Можно вспомнить Вона и в образе сумасшедшего Нормана Бейтса, хотя «Психо» Гаса Ван Сента запомнился лишь как бессмысленный ремейк классики, чем актёрским перевоплощением Вона.
Однако он изумителен в роли Брэдли Томаса – некогда легендарного боксёра, а ныне перевозчика наркоты с лицом жертвы рака. Пора освежиться не только Лиаму Нисону, Киану Ривзу и Дензелу Вашингтону, но и Винсу Вону, которому, к слову сказать, без малого полтинник. В кровавой драме «Драка в блоке 99» его герой упрям и жесток. Актёр-то и тянет на себе весь мертвый груз режиссёра С. Крэйга Залера. Сказать «неожиданно» – не сказать ничего.
«Драка в блоке 99» как бы перетолковывает по-своему «Тюрягу» с Сильвестром Сталлоне. Преступника, которого ждёт любимая женщина, переводят из чистенькой тюрьмы в тюрьму погрязнее, где камеры помрачнее, мужики поагрессивнее и надзиратели посквернее. Недоверчивый и вечно хмурый Брэдли Томас оказывается заложником криминальной возни. Теперь Томас во что бы то ни стало обязан попасть в 99-й блок – тюрьму в тюрьме, где заточен самый опасный сброд – насильники, смертники и сумасшедшие.
С. Крэйг Залер мог просто-напросто освежить «Тюрягу», убрав мелодраматизм и добавив истории о железной воле увесистую горсть жестокости. Картина со Сталлоне – не произведение искусства, но она имела простенький и увлекательный сюжет, очевидных, но симпатичных героев и грозных злодеев. Однако «Драка в блоке 99» оказалась скучной. Путь к самому сочному куску истории лежит аж через половину двухчасового фильма. «Мясо и кости» кино находятся как раз в «блоке 99», в котором мир вокруг главного героя захлопывается до невозможного – выхода из тюрьмы тюрем не видать, а человека, которого Брэдли необходимо найти, нет и, возможно, никогда не было.
Кино скупится на размах и даже не дотягивает до недавней суровой, трезвой тюремной саги «Выстрел в пустоту». Режиссёр не осмеливается хотя бы на флэшбэки ради полноты рассказа, а напрасно. История действительно менее внушительная, чем её действующие лица. «Драка в блоке 99» – кино не о силе воли, не о борьбе с деспотичной властью, не о хищных буднях за решеткой и даже не о хитром побеге. Хитростью тут вообще не пахнет – сюжет прямой, как палка. Брэдли Томас ведёт свою войну со всеми и ни с кем, чтобы вернуться к любимой жене и нерождённому ребёнку. Зачем только герой нарочно идёт на рисковое дело – снова связывается с криминалом и попадает в тюрьму – умом не понять. Видимо, мужик идёт на последнее дело (правда, последнее – век воли не видать), чтобы после наконец-то уйти на покой и стать образцовым семьянином.
Здесь нет анархичности «Бронсона», романтики «Побега из Шоушенка», попсового задора «Скалы» и «Воздушной тюрьмы», мистики и трагикомизма «Зелёной мили», лаконичности и угрюмости «Побега из Алькатраса». Фильм злой, кровавый, беспощадный, а Винс Вон в роли гордого узника-одиночки, представьте себе, прекрасен, хоть он и сух, и однолик. И всё же С. Крэйг Залер – не Дон Сигел, и «Драка в блоке 99» – не «Жажда смерти». Художественно фильм совсем дурновкусный, со слишком грубым повествованием и мелким содержанием, похожим на тонюсенький комикс. Кино, которое на острый триллер тоже не тянет, запомнится именно бритоголовым Винсом Воном с крестом на затылке и гротескным садизмом.