Потерявший работу бывший боксёр становится наркокурьером. Попав в тюрьму, он встречает таинственного персонажа. Если герой не выполнит задание незнакомца, его беременная жена умрёт. Чтобы спасти семью, ему нужно убить важного заключённого в блоке 99. Жёсткий триллер с атмосферой грайндхауса.
С. Крэйг Залер – режиссёр очень яркий. Он снимает мужественное и грубое кино. Его герои – гетеросексуальные белые мужчины средних лет. Залер – мастер брутальных и жутких боевых сцен. Снять скальп, вспороть желудок, переломать кости, свернуть шею. Герои Залера готовы на всё. Режиссёру остаётся только поставить сцены в уже узнаваемом стиле: долгие средние планы без лишних монтажных склеек.
Помимо обилия крови, кино Залера наполнено политическими мотивами. Фильм «Драка в блоке 99» не стал исключением. Персонаж Винса Вона – воплощение консерватизма и патриотизма. Не будем оценивать политические взгляды героев или самого режиссёра. Разберёмся в том, как Крейг Залер вложил политический подтекст в, казалось бы, банальный триллер.
В первом акте Залер раскрывает главного героя, Брэдли. Сам Винс Вон – человек не аполитичный. Он поддерживал республиканцев, жал руку Трампу и заявлял, что правительство лишает людей свободы.
Неудивительно, что актёр согласился на эту роль. Брэдли – консерватор, которому важна семья и дети. На его затылке – огромная татуировка креста. Герой принципиален. Будучи дилером, сам наркотики никогда не употребляет. Не ударит человека без причины. Он настолько осуждает бессмысленное насилие, что ломает руку охраннику-боксёру, чтобы тот досрочно закончил свою «карьеру». Принципиальность героя дополняет маленькая деталь – он ненавидит, когда его называют Брэд. Только Брэдли, только полное имя.
В конфликт с консервативностью героя вступает мир, в котором он живёт. Нам показывают, как наркоманы-афроамериканцы лежат на улице, как мексиканцы смеются над трагедией 11 сентября. Режиссёр хочет, чтобы мы прочувствовали контраст протагониста и мира.
После очередного дела мексиканцы, с которыми работал Брэдли, попадают в перестрелку с копами. У главного героя есть возможность уйти, но он слышит, как американский полицейский кричит: «Нам нужна помощь!». Однако помощь нужна не этому полицейскому, она нужна всей стране. Чаша переполнена. Главный герой убивает мексиканца, с которым 5 минут назад доставал наркотики. С этого начинается его путь в ад. Герой попадает в тюрьму за наркоторговлю.
В «Божественной комедии» Данте 9 кругов ада. Нас интересует седьмой. Именно он посвящён насилию. Седьмой круг разделён на три пояса. На этом и построен сюжет фильма. Мы наблюдаем за тем, как Брэдли преодолевает все три уровня, спускаясь всё ниже.
Исправительный центр, в который герой попадает после оглашения приговора, олицетворяет первый пояс. Чтобы показать, что герой лишь в начале адского пути, используются стандартные светотональные решения. В кадре много света и достаточно спокойные цвета: белый, голубой.
Здесь герой узнаёт, что ему нужно убить заключенного в блоке 99, иначе его беременной жене сделают аборт. Операция будет максимально садистской, с отрезанием конечностей. Поэтому Брэдли нападает на охранников и отправляется в следующий круг ада.
Второй уровень – тюрьма строго режима. Здесь идеи Данте окончательно переплетаются с политикой. В кадре сразу появляется больше теней и серых красок. Надзиратели называют это место тюрьмой «минимальной свободы». Но на самом деле речь идёт не об исправительном учреждении, а об обществе. Свободы всё меньше, а давления от государства всё больше.
Окончательно это становится понятно на третьем уровне – в блоке 99. Этот карцер (чистилище) идеально коррелирует с третьим поясом у Данте. Согласно «Божественной комедии», на третий пояс попадают богохульники и содомиты. Такой же контингент и у блока 99: насильники, растлители малолетних.
Концепция Данте режиссёром используется для того, чтобы показать, как общество последовательно движется в ад. В блоке 99 Брэдли сообщают, что здесь без разрешения надсмотрщиков он не может даже моргать.
С. Крэйг Залер говорит, что мы движемся к миру, в котором можно делать ужасающие аборты (как жене Брэдли), но нельзя буквально дышать. Если ты борешься с этим – ты глупый лесоруб и деревенщина. Именно так героя называют весь фильм.
Однако Брэдли всё же проходит эти адские этапы. В этом ему помогает Бог. Главная метафора фильма – татуировка креста на затылке героя. Сила Брэдли гиперболизирована. Он может побеждать толпы врагов, ломая им кости, выдерживать сокрушительные удары. Эту суперсилу ему даёт крест.
С первого появления героя в фильме мы сначала видим затылок с тату, а только потом лицо. Когда Брэдли арестовывают после перестрелки, он поднимает руки и закрывает ими крест. Это значит, что герой без сил. Когда Брэдли проходит неизбежный и постыдный досмотр, он закрывает татуировку. После драки с охранником в первой тюрьме на героя наставляют пистолет, он закрывает тату – сил не осталось. Затем он с охранниками спускается по лестнице, руки героя в наручниках, но крест снова открыт. Поэтому герой получает свои силы и начинает драку. После этого нам крупным планом показывают, как офицер мстит герою и наступает на его голову, прямо на татуировку.
Развитие этой метафоры проходи через весь фильм. В финальной сцене именно после того, как герой вновь закрывает руками крест, надзиратель выносит ему приговор.
Существует мнение, что только крайне интеллигентные и совсем не правые режиссёры способны использовать идеи Данте в своих фильмах. Яркий пример – «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера.
Не даю оценку политическим идеям «Драки в блоке 99». Однако стоит признать, что С. Крэйг Залер потрясающе проработал сценарий и сделал стильный и сочный триллер с самобытным использованием «Божественной комедии».