Долгожданное продолжение
К сиквелам каждый относится по-своему. Но даже если возмущаться их существованию, нельзя не признать, что 2013-й год был щедр на продолжения, доказавшие, что в начале были лишь цветочки. Только «Хоббит: Пустошь Смауга» к ним не относится…
Потому что «Хоббит», несмотря на возрастной рейтинг, форму трилогии, целую вселенную сопутствующих товаров и золотые горы, которые они приносят своим создателям, – это не франшиза, а большой, единовременно снятый многочасовой фильм. Питеру Джексону, аналогичным методом снявшему «Властелин колец», надо думать, виднее, что это было оптимальное творческое решение. Которое, надо сказать, далось ему с трудом, поскольку он не в восторге от того, насколько выматывает такой режим работы.
Кое-кто, однако, не учуял тут и намёка на творчество, с лёгкостью обвинив режиссёра и всех, кто приложил к проекту руку, в алчности и разбавлении сравнительно простой приключенческой детской книжки продолжительным экшеном и намеками на дальнейшую историю Средиземья. Видимо, эти критики предпочли бы, чтобы для обречённой на успех «компактной» экранизации в век сиквелов и приквелов насильно сняли бы продолжение, которое, очевидно, было бы откровенной отсебятиной. Возможно, Джексон предвидел такой поворот событий, и поэтому всё, как всегда, сделал по-своему и снял триптих, над второй частью которого издеваться уже значительно труднее.
Претензии по поводу неторопливого темпа действия в «Пустоши Смауга» уже совершенно неуместны. В «Нежданном Путешествии» обороты только набирались, теперь поток событий разогнался до оптимальной для восприятия скорости. Напротив, некоторые мгновения хочется остановить: ещё раз прокатиться в бочках по горной реке, сшибая пачками орков, погостить лишний денёк у могучего Беорна и поймать, наконец-то, хоть одну 3D-пчёлку. Даже самые чудовищные моменты завораживающе прекрасны: в Тёмном Лесу начинаешь как минимум сочувствовать арахнофобам, в момент явления Некроманта метаешься между леденящим трепетом и восхищением перед Питером Джексоном, а воспетый всей съёмочной группой Смауг захватывает звание Чудища Года с такой же лёгкостью, с которой стирал с лица Средиземья царства гномов и людей.
Все литры адреналина и все ужасы и радости, которые переживаешь по ходу фильма, не были бы и наполовину такими яркими, если бы не было возможности пережить их пополам с героями. А они в этой части ещё больше прорисованы и очеловечены. Питер Джексон теперь практически вертит персонажами по своему веленью и хотенью, то жалуя им дерзких рыжеволосых эльфиек в возлюбленные, то разделяя компанию, что напоминает о финале «Братства Кольца» и обещает ещё больше дополнительных сюжетных поворотов. Очень легко квалифицировать это всё как режиссёрское самодурство. Однако, как ни крути, все эти вставки не противоречат логике повествования, а лишь помогают его расширить.
В конце концов, неспроста режиссёрская версия «Нежданного путешествия» не так сильно отличается от театральной, как отличались части «Властелина Колец». «Хоббит» для Питера Джексона – уже изначально настолько широкое и плодородное поле для самовыражения, что он говорит и показывает именно то, что хочет, с первого же раза. И притом так, что и смотреть, и слушать хочется бесконечно.