Горе от ума

В футуристическом Чикаго не идут мрачные дожди, а напротив – всё стало вокруг голубым и зелёным, и общество в целом живёт благополучно в сравнении с другими антиутопиями. Всё потому, что общество придумало систему разделения труда: члены фракции Эрудитов ходят в деловых костюмах и думают, а все остальные (Самоотречение, Честность, Дружелюбие) – работают. Порядок поддерживают члены фракции Бесстрашных, которые зря получают зарплату, поскольку, по признанию одного из персонажей, никаких беспорядков давно нет.

Но это лишь до поры до времени, пока глава Эрудитов (Кейт Уинслет) не решает совершить государственный переворот по причинам, буквально вынесенным за кадр: на каком основании кто-то недоволен существующим правительством фракции Самоотречения, никто не объясняет, а озвученные Эрудитами предлоги не выдерживают никакой критики даже в качестве предвыборной кампании председателя колхоза.

Посреди всеобщего благолепия периодически рождаются дивергенты, обладающие смешанным темпераментом и считающиеся опасными, поскольку их сложно контролировать. К ним и относится юная Беатрис (Шейлин Вудли), которая часть фильма не может определиться, к кому ей – к умными или к красивым, ещё часть проходит курс молодого бойца и ненавязчиво влюбляется в фотомодельного наставника Фора (Тео Джеймс), а в финале оказывает сопротивление, чем занимаются все Избранные поп-культуры последних пятнадцати лет.

Режиссер Нил Бёргер пока отличился только любопытным, хотя и не до конца осознающим, чего хотел сказать, фильмом «Иллюзионист», который вытащила на себе неприятная харизма Руфуса Сьюэлла и детское обаяние Пола Джаматти. На территории подросткового блокбастера Бёргер определенно чувствует себя не на своём месте. Тут все носятся туда-сюда и делают многозначительные лица, иногда озвучивая лозунги, словно списанные с коробок конфет или кукурузных хлопьев, и режиссёр не совсем понимает, что ему делать с этими юными пионерами из модной книжки, клонированной в лабораторных условиях с «Голодных игр».

Боевитая девчушка отличается от всех и способна возглавить революцию – где-то мы это уже видели, слышали, а также читали «Гарри Поттера», поэтому знакомы с проблемами выбора себя в жизни и бремени оригинального мышления.

Поначалу фильм, как новый антиутопический взгляд, интригует и захватывает динамично развивающимся сюжетом, но постепенно снижает темп и одновременно слишком спешит, захлёбывается постными сценами бескровных схваток и путается в объяснениях: что происходит и куда все побежали?

Остаётся также открытым вопрос – что именно Вероника Рот, автор книги, лёгшей в основу фильма, пыталась донести до читателя, выбрав на роль злодеев интеллектуальную элиту? Даже мальчиш-плохиш в исполнении невзрачного здесь Майлза Теллера (неистовый барабанщик в блестящей «Одержимости»), и тот происходит из клана умников.

Почему идёт атака на людей с мозгами со стороны молодых авторшей антиутопий? Ни в одной из них люди не читают, не пишут, не слушают музыку и даже не любуются каким-нибудь произведением искусства «Бесстрашие разрывает пасть Дружелюбию» или «Любимый диктатор в сосновом бору».

Смотреть «Дивергент» не противно, и главная артистка по калибру, пожалуй, даже лучше самого фильма, но что это за новая антиутопическая мораль такая: «Меньше знать – крепче спать»?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here