В (полу)диких условиях
Экранизация мемуаров Шерил Стрейд в руках Жан-Марка Валле может смело претендовать на звание одного из самых вдохновляющих фильмов последнего времени. История про то, как падшая девушка проходит путь длиной больше тысячи миль, дабы обрести душевное равновесие, в своём экранном варианте избавляется от всего лишнего и обретает внутренний стержень, которого, как это ни удивительно, не хватало литературному первоисточнику.
«Дикая» ловит свою героиню уже на определённом участке пути, сдирающую носки со стёртых в кровь ног и неосторожно роняющую ботинок со скалистого склона. Но практически сразу действие совершает прыжок, возвращаясь к первому дню, сомнениям, невыносимой тяжести воспоминаний и заплечного рюкзака. Однако причины, побудившие девушку выйти на туристическую тропу, зритель узнаёт далеко не сразу: изощрённые игры монтажа ещё долго будут вести его по лабиринтам довлеющих над Шерил воспоминаний, прежде чем раскроют суть, очевидную и вполне закономерную.
Смерть матери, самого близкого и, по злой иронии, самого далёкого от героини Риз Уизерспун человека, оставляет грубый отпечаток на душе девушки и толкает на путь саморазрушения. Падая в омут наркотической зависимости и топя боль в случайных половых связях, Шерил пытается спасти себя от эмоционального забвения, но идя по заведомо тупиковому пути, лишь уничтожает тот хрупкий фундамент призрачного будущего, что у неё был.
Безжалостный по отношению к зрителю, почти что параноидальный монтаж мешает настоящее и прошлое, воспоминания и галлюцинации, выбрасывая наружу потаённые страхи и выстраивая эмоциональный мост между зрителем и героиней. Отрешённый взгляд на измождённом лице вновь и вновь буравит бескрайние просторы, пока внутренний голос назойливо призывает отступить, вытаскивая наружу новые фрагменты давно уже мёртвого прошлого. Но Шерил с поразительным упорством движется вперёд, не отступая ни перед болью в натёртых лямками плечах, ни перед пустым резервуаром для воды, ни перед заснеженным перевалом. Двигаясь вперёд, но мысленно регулярно оглядываясь назад, героиня несёт свой самый тяжкий груз в мутных глубинах памяти, в строчках спрятанной в рюкзаке книги, в собственных снах, пока не наступает момент избавления от этого бремени.
Опирающиеся на визуальные и звуковые параллели повествовательные переходы позволяют в полной мере вербализировать мысли героини, превращая их из закадрового текста в иллюстрацию происходящих душевных изменений. Путь по многомильному маршруту становится аллегорией той спасительной дороги к свету, которую невозможно было отыскать в героиновом угаре и беспорядочных сношениях. Режиссёр «Далласского клуба покупателей» умышленно абстрагирует экранизируемую историю от реальности происходящих событий, превращая свой фильм если не в символ, то, по крайней мере, в наглядную интерпретацию триумфа воли над малодушным стремлением закопаться в собственных страхах.
Разреженный воздух по своей природе далеко недружелюбного человеческого социума в «Дикой» практически не ощущается – на пути героини возникают неприятные личности, но скорее в виде ремарок, чем полноценных эпизодических столкновений. Жан-Марк Валле строит свой фильм по принципу единения с отдельно взятым персонажем, создавая не столько элегию силе духа, сколько доказательство того, что изменения возможны – стоит только захотеть. Ближайшие для сравнения «Тропы» Джона Кёррана беззащитно отступают в своей сюжетной монотонности и беззубой однобокости конфликта, ведь «Дикая» гораздо ярче и глубже как сюжетно, так и эмоционально. Может быть потому, что героиня Уизерспун шагает по местам куда более людным и разнообразным, а может из-за её болтливого внутреннего голоса и навязчиво всплывающих воспоминаний.
Какой на дворе год, для картины Валле не столь важно – рассказываемая им история оказывается путешествием вне времени. Поиск себя через отрешение от суеты кажется банальным и скучным, но постановка берёт своё, ловко лавируя между временными пластами жизни Шерил и умудряясь сохранить искренность посреди умело отшлифованной сюжетной канвы. Балансируя на грани между красочным травелогом и чуть ли не экзистенциальным познанием человека своего жизненного пути, «Дикая» убедительным образом демонстрирует, что это не окружающий мир создан для людей, а мы помещены в него как составляющий элемент, малая часть огромной вселенной. И потому бессмысленно цепляться за холод преследующего нас мёртвого прошлого, ведь достаточно всего лишь протянуть руку, чтобы ощутить под пальцами тепло неустанно движущейся вперёд жизни.
Вердикт: Воодушевляющее путешествие по дороге перемен в компании с Риз Уизерспун, выдающей одну из своих лучших ролей.
8 |
7 |
8 |