Планета Чужих

Спустя 57 лет дрейфа в открытом космосе, челнок с Рипли (Сигурни Уивер) в анабиозе наконец попадает к людям. Когда Рипли приводят в чувства и выслушивают, что с произошло с её командой, никто ей не верит. Нынешнее руководство «Вэйланд-Ютани» обвиняет её в превышении полномочий и лишает лицензии пилота. Но когда Рипли просит исследовать планету LV-426 для подтверждения наличия агрессивной инопланетной жизни, выясняется, что там давно основана рабочая колония и что у них всё хорошо.

Месяц спустя к Рипли, работающей на орбитальной станции, приходит представитель компании, Картер Берк (Пол Райзер). Он сообщает, что с колонией потеряна связь и надеется, что Рипли согласится отправиться на LV-426 как консультант вместе со спасательной командой военных. Рипли поначалу отказывается, но так как ей предлагают восстановление в должности и её мучают бесконечные кошмары, она всё же решает встретиться с ними лицом к лицу и помочь спасти людей.

Александр Бурлыко:

Если оригинальный «Чужой» был эталонным фантастическим хоррором, то «Чужие» вышли эталонным сиквелом. Как и полагается хорошему продолжению, он не копирует своего предшественника, а развивает его, уводя историю в принципиально новом направлении, но оставаясь верным её духу. И, что ещё важнее, превращение клаустрофобной истории ужасов в грандиозный боевик прошло так легко, что подмену и не успеваешь заметить.

Если в прошлый раз Чужой был один и мы его практически не видели, позволяя своему воображению заполнять пробелы, то в этот раз монстров много и мы наблюдаем их во всех подробностях. И пусть от этого они стали менее загадочными, напряжения меньше не стало. Джеймс Кэмерон, возможно, уступает Ридли Скотту в способности создавать завораживающую картинку, но вот в постановке зрелищного и изобретательного экшена ему равных нет (или, по крайней мере, не было). Каждое появление титульных чудовищ не похоже на предыдущее, их слегка изменённый дизайн (спасибо Стэну Уинстону) всё ещё наводит ужас, а когда начинаются стрельба и брызги кислотной крови, то руки сами хватаются за подлокотники.

Не меньше радует и работа с персонажами, которые пусть и не отличаются особой многогранностью, но исполнены так душевно, что моментально веришь в то, что перед тобой отряд матёрых морпехов, которые прошли вместе через не одну горячую точку. Вероятно, у каждого зрителя среди бойцов найдётся свой любимец, и для меня им всегда был болтливый, но надёжный Хадсон в исполнении покойного Билла Пэкстона. Играть комедийного персонажа, но при этом оставаться убедительным в образе крутого солдата – задача не из лёгких, но бывший талисман Кэмерона с ней справился блестяще.

И, конечно же, ни один фильм о Чужих не был бы полноценным без хитрых подтекстов. О том, как фильм исследует силу материнского инстинкта, не писал только самый ленивый, но кроме этого сиквел продолжает и выводит на новый уровень критику американской корпоративной культуры, которая к середине 80-х приобрела астрономические масштабы. От начальства компании, которое отчитывает Рипли за взрыв дорогостоящего корабля и его груза, до подлого предателя Берка, фильм пропитан нелюбовью к бюрократии и пижонам в дорогих костюмах, которые используют человеческую жизнь как разменную монету. Ещё занятнее видеть, как Кэмерон смотрит на военных, которые здесь (за редким исключением вроде Хикса в исполнении Майкла Бина) показаны кучей переросших детей, которых хлебом не корми, только дай пульнуть из самого длинного ствола (даже их космический корабль выглядит как гигантский автомат).

Режиссёр неоднократно говорил, что писал сценарий «Чужих» как аллегорию на войну во Вьетнаме, где самоуверенные и вооружённые по последнему слову техники солдафоны терпят поражение от рук «недоразвитых» партизан, которые прячутся в норах. Антивоенный посыл Кэмерона особенно интересен, учитывая, что одновременно с «Чужими» он писал сценарий «Рэмбо 2». Под влиянием Сильвестра Сталлоне текст превратился в консервативную фантазию о том, как Америка в лице своего мускулистого протагониста берёт реванш и отправляет к праотцам пару сотен «красных» противников. В «Чужих», в принципе, результат формально тот же, но подан он гораздо интеллигентнее. В конечном итоге мораль истории сводится к «Власть имущие – сволочи, а мир спасут обычные трудяги». Ничего нового, конечно, но когда подача так хороша, то жаловаться язык не повернётся.

Павел Жуков:

«Чужие» – редкий сиквел, который обходит предшественника практически во всём, при том что оригинал сам по себе был отличным. История пошла в новом направлении: на смену дальнобойщикам пришёл отряд матёрых морпехов, а вместо одного Чужого теперь целая стая. Действие с корабля перенеслось на обширную космическую станцию, где Рипли получает развитие: ей дают и пострелять, и примерить на себя роль матери, и намечают любовную линию. И подаётся всё настолько с душой, с такой любовью к персонажам, что мирные сцены интересны не меньше, чем догонялки-пострелялки с Чужими.

А отстреливают Чужих на загляденье: ошмётки инопланетных мразей разлетаются во все стороны, кислота брызжет фонтаном – и иногда попадает на военных – с тяжёлыми для них последствиями. Люди орудуют импульсными винтовками, огнемётами, гранатами. И всё красиво, энергично, задорно. Фантазия и желание создателей увеличить динамику и разнообразить действие сработали картине в плюс.

Герои также получились интереснее, чем в первом фильме – за счёт отличительных черт, метких фраз и больших дел они лучше запоминаются. Появляются и новый синтетик, с которым Рипли заранее не в ладах, и новый неожиданный злодей. Создатели даже вписали в сюжет ребёнка – девочку по имени Ньют (Кэрри Хенн). Рипли фактически заменяет ей мать и защищает её до последнего. Тем увлекательнее смотрится противостояние Рипли с маткой Чужих – мать идёт против матери. И то, как Рипли даёт ей отпор, становится настоящей вишенкой на торте.

Только в одном фильм разочаровывает. На смену космическому хоррору пришёл фантастический боевик. Непостижимое существо, необузданный ужас у Джеймса Кэмерона превратилось в инопланетного паразита, с которым можно расправляться с автоматом наперевес. Это не плохо, но уже не страшно, как раньше.

Мариам Ананидзе:

Во второй части эпопеи про смертельно опасных космических недругов много нового. Под руководством Джеймса Кэмерона изменилось не только количество пришельцев на квадратный метр, но и весь подход к рассказу. Отворачиваться от экрана практически не придётся, потому что фильм из «слишком страшного» превратился в «слишком напряжённый» и «слишком динамичный». Другими словами – перед нами самый настоящий космический боевик. Внушительный хронометраж используется максимально эффективно для демонстрации мира будущего и его технологий, для раскрытия больших подробностей о циклах жизни Чужих. Долгое время последних не показывают, но ожидание обязательно окупается появлением на горизонте повзрослевших Чужих и их «матери».

Одной из главных тем фильма вновь становится человеческая жадность, противоречащая пониманию ценности жизни других людей. Самая обычная жажда денег, славы и признания в обществе – всё это руководит Берком и мешает окончательно искоренить чудовищ с кислотой вместо крови. Картина в очередной раз доказывает, что амбиции человека зачастую опаснее самых острых клыков и длинных щупалец. Новые персонажи, которые вступают в бой плечом к плечу с Рипли, теперь военные, но даже они не супергерои, чтобы не ощутить первобытный страх перед Чужими. В этой команде особенно отличается рядовой Хадсон, который ведёт себя так, как повел бы любой среднестатистический резидент Земли при встрече со всеми кошмарами, воплотившимися в чёрном-чёрном монстре. Герои ведут бой не только за свои жизни, а во имя спасения колонии, а, может, и всего человечества, которое снова находится под косвенной угрозой уничтожения. Андроид Бишоп (Лэнс Хенриксен), к которому Рипли относится настороженно по старой памяти, здесь, вопреки ожиданиям от «отца» Терминатора, обретает человеческую добродетель, хоть и является синтетическим творением.

Женская тема вновь хорошо раскрывается через действия и эмоции Рипли. Потеря родной дочери не уничтожает материнские инстинкты в главной героине, которая находит смысл жизни в опеке над сироткой Ньют. Впрочем, Рипли родительски заботится обо всех, кто оказывается ввязан в войну, так знакомую ей не понаслышке. Последняя битва, которую она проводит, – это противостояние матери землян с матерью Чужих. Главная героиня в интерпретации Кэмерона не перестает вдохновлять своим бесстрашием, решительностью и силой духа.

Артур Завгородний:

Джеймс Кэмерон превращает космическое одиночество оригинала в армейскую браваду с целой стаей тварей, прущих из всех щелей. «Чужие» – громкий военный боевик. И да, режиссёр берёт количеством.

Кошмары о Чужом, которые снятся Рипли, напугали бы даже Фредди Крюгера. Теперь Рипли – воин в камуфляже, а фильм превращается из саспенс-хоррора и метафоры изнасилования в фантастический боевик и сказ о материнстве. Красят фильм колкий юмор пехотинцев, брошенных в гнездо врага, крики Билла Пэкстона: «Игра окончена, чувак! Игра окончена!», трюк с рукой и ножом, скованное, но уверенное ползание андроида Бишопа по трубе, писклявые датчики движения. Чувство фатальности сменяется мужланским лихачеством, а образ корпорации «Вейланд-Ютани» становится олицетворением экспансионистской, имперской идеологии ура-колонизаторов. А жестокие, самонадеянные солдаты с гигантскими пушками в потных ручонках оказываются беспомощными. Вот вам и антимилитаристский посыл. Ужас не от чудовища, а от планов жадных капиталистов.

При всех достоинствах (киноделы славно попотели над спецэффектами) картина попсовая: Чужие – уже не Чужие, а костюмы, и схватка Рипли в погрузчике с Королевой-маткой Чужих хлещет пафосом. Налицо голливудская прямолинейность и дух инфантилизма с однотипными персонажами. Очевидна расчётливость – сиквел нацелен на подростков, а не на зрелого зрителя. Вдобавок появление матки Чужих перечёркивает совершенство зверя – организма, который существует, пока есть жертва. Монстр настолько совершенный, что для цикла рождения не требуется мать.

«Чужие» – живой аттракцион с широченным размахом, но всё же это незатейливый блокбастер. Всё здесь проще. Фильм не страшный ни капли, но чертовски эпичный. Глаз не сомкнуть, потому что игру в кошки-мышки никто не отменял.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here