Нежный возраст
Укушенный во всем известной предыстории радиоактивным пауком Питер Паркер (Том Холланд) живёт обычной жизнью умного подростка в голливудском фильме. Он дружит с толстым мальчиком (альтернативой мог бы стать мальчик в очках, если очень экзотично, то мальчик-заика), влюблён в красивую девочку, подвергается нападкам идиотов и, поскольку Питер хороший, как юный пионер из клятвы, то мечтает спасать мир, желательно – прямо сейчас, а не когда вырастет.
В последнем эпизоде сериала о Мстителях под названием «Marvel зарабатывает миллиарды» Питер успел проявить супергеройский потенциал. Поэтому в его сольном проекте кратко упоминаются события с участием Капитана Америки (Крис Эванс), ныне объявленного военным преступником, что не мешает крутить в школах назидательные ролики с его участием. А Питера берёт под крыло Тони Старк (Роберт Дауни-мл.), поручивший своему помощнику Хэппи Хогану (Джон Фавро) приглядывать за одарённым пацаном. Хэппи приглядывает: раздражается на молодой энтузиазм Питера и всячески даёт тому понять, что молоко на губах ещё не обсохло. Паучок рвётся в бой, но взрослые дяди не дают ему серьёзных заданий и не платят больших денег (как выяснилось в фильме, супергерои если и не получают зарплату, то работают как честные фрилансеры за гонорар). Поэтому мальчик пока показывает старушкам дорогу, преследует похитителей велосипедов и в целом ближе к людям, чем небожители из команды Мстителей.
Злодей тоже подобран Питеру по росту: строитель-прораб Эдриан Тумс (Майкл Китон). Он даже не очень злой и сам частично пострадавший, причём от капиталистической деятельности Тони Старка. Корпорация последнего выперла маленькую бригаду Тумса с уборки инопланетного мусора, оставшегося от разборок Мстителей с мировой угрозой.
Сама личность злодея – не безумного учёного или какого-нибудь вытащенного из заморозки ретроспективного супернациста, а просто работяги и семейного человека, – задаёт фильму режиссёра Джона Уоттса, работавшего пока лишь в малобюджетном кино, очень редкий и оттого ещё более ценный для супергеройского блокбастера приземлённый тон. В частности, мальчик-идиот называет Питера «Пенисом Паркером».
В фильме не размахивают флагами и звёздно-полосатыми щитами, и даже музыка, которую включают в самые ответственные моменты, не звучит так, будто от зрителя требуют, чтобы он встал на время исполнения супергеройского гимна.
На Питера орёт во дворе возмущённая общественность, потревоженная очередным припадком его героизма; первый костюм Паучка не отличается от того, что соорудил себе юный задрот из фильма «Пипец»; быть крутым Питера учит не только Железный человек, но и пацан с раёна в спортивных штанах, а стены мира нового «Человека-паука» не обтравлены CGI до полной потери связи с реальностью.
Половина фильма и вовсе больше напоминает старые добрые ленты Джона Хьюза. На них и ориентировались создатели в описании ежедневного существования простого американского школьника, который ездит на олимпиады и готовится к балу выпускников, стесняясь пригласить нравящуюся девочку так же обаятельно, как юный волшебник-очкарик в самой реалистичной части поттерианы.
Здесь много и с удовольствием шутят, причём значительно лучше, чем в большинстве тех современных фильмов, чья трагедия в том, что они считают себя комедиями. Экшен-сцен мало и они не потрясают воображение масштабом, и это хорошо: нагромождение Пелиона на Оссу успело приесться на тех фильмах, за которыми прибирался персонаж Майкла Китона. Тут ему выдали крылья, и после «Бёрдмена» это почти выглядит тонкой постмодернистской остротой. У Китона даже есть одна сцена, достойная его актёрского мастерства.
Тому Холланду, конечно, не 15 лет, как его персонажу, но и не под тридцать, как было Тоби Магуайру и Эндрю Гарфилду, ранее воплощавшим Паучка на экране. Он немного молодится и слегка сдерживает свои возможности, поскольку это всё-таки многомиллионный фильм-трюк о человеке в трико, а не суровый драматический артхаус «На краю зимы», где Холланд отлично сыграл в прошлом году. Но в той самой сцене, которая даёт развернуться Китону, молодой актёр выступает для него достойным партнёром и выдаёт что-то вроде light-версии гениального перфоманса Вигго Мортенсена, за несколько секунд меняющего шкуру на зрительских глазах в «Истории насилия» Дэвида Кроненберга.
Джон Уоттс определённо не ставил цели снять историю взросления – комедийную или серьёзную. Поэтому фильм получился просто с молодой душой, симпатичным главным героем, небанальным злодеем и понятной проблематикой: как сделать так, чтобы сильные мира сего к тебе прислушались или хотя бы не мешали жить.
Правда, теперь Человек-паук вписан во вселенную Marvel, и существуют все шансы, что его нежную юность кинут в горнило гражданской войны с Человеком-муравьем или заставят стоять на подхвате щита у Капитана Америки, когда тот перевоспитается под фанфары. Но об этих ужасах кассового супергероизма тем славным летним днём, когда вы посмотрите этот славный летний фильм, пока можно позволить себе не думать.