«Сорвиголова» Марка Стивена Джонсона в марте отметил двадцатилетие. Фильм вышел в период, когда бум экранизаций комиксов только начинался – «Человек-паук» Сэма Рэйми вышел лишь годом ранее, а «Люди Икс» Брайана Сингера – два года назад, – и ни о каких киновселенных ещё никто даже не думал. Но, в отличие от того же «Паука», вспоминают «Сорвиголову» сегодня постольку-поскольку – фильм получился весьма спорным.
Режиссёр и сценарист Марк Стивен Джонсон, написавший комедии о вражде стариков («Старые ворчуны») и подросшем буллере Томе Арнольде, достающим Рика Морэниса («Большие парни»), был не самым очевидным выбором на должность постановщика кинокомикса. Впрочем, тогда в графе «режиссёр» подобных картин можно было увидеть самых разных людей. Например, «Электру» двумя годами позже поставит один из авторов «Секретных материалов» Роб Боумен. Электра также появляется и в «Сорвиголове», причём и здесь её играет актриса Дженнифер Гарнер.
В прокате лента Джонсона прошла вполне неплохо, собрав в 2,3 раза больше, чем стоило её производство, однако режиссёр, начинавший с драм и комедий, и в дальнейшем предпочёл работать в этих жанрах, лишь изредка обращаясь к экшену. И неудивительно. Постановщик во многих эпизодах излишне полагается на MTV-стиль, в результате чего драки и перестрелки лишаются зрелищности и напоминают плотно скомпонованный трюковой клип. А линия главного героя, который в дневное время – адвокат Мэтт Мёрдок, а в ночи – неуловимый Сорвиголова, далека от реализма.
Дело, конечно, не в том, что своё акустическое зрение Сорвиголова приобрёл в результате попадания химикатов в глаза в юности. Просто персонаж Бена Эффлека излишне одномерен. Не спасает положение даже осознание героем своей чрезвычайной жестокости в середине ленты, ведь всех бандитов, которых он не сумел упрятать в тюрьму как адвокат, Сорвиголова просто-напросто убивает. Герою Эффлека недостаёт индивидуальных черт характера, привычек, мировоззрения, то есть того, что отличало бы его от прочих персонажей комиксов. К примеру, Сингер, взявшись за постановку «Людей Икс», постарался сделать своих мутантов близкими тем зрителям, которые не читали комиксы. А вот Сорвиголова выглядит голой функцией поборника справедливости, хотя Бэн Эффлек за счёт актёрского обаяния немного очеловечивает плохо выписанную сценаристом-режиссёром фигуру героя.
Похожие претензии можно предъявить и к образу боевой подруги Сорвиголовы Электре. Это дочь богатого человека, которая где-то научилась драться не хуже, чем Сорвиголова. Роман между этими героями выглядит пресным, так как ему не хватает человеческих нюансов. Из-за слабой сценарной линии взаимоотношений героев, Эффлеку и Гарнер сложно передать химию чувств, так что они пользуются привычными актёрскими штампами, не пытаясь прожить судьбы персонажей как свои. Неверие в их любовь мешает прочувствовать трагедию Сорвиголовы – потерю возлюбленной – и его желание отомстить жестокому королю мафии Уилсону Фиску.
Фиск, главный противник Сорвиголовы, получился у Марка Стивена Джонсона гораздо лучше. Этот персонаж появляется ближе к середине, как и положено закулисному криминальному магнату. Играющий его Майкл Кларк Данкан буквально купается в своей роли, легко забирая экранное время у главных героев. Уилсон Фиск не имеет сверхъестественных способностей, разве что кроме большой физической силы (ну а как иначе, ведь Данкан настоящий здоровяк, начинавший свою карьеру вышибалой в клубах родного Чикаго). Однако он воплощает в себе одновременно жестокость, хитрость и в то же время циничное понимание жизни. Иными словами, не он такой, жизнь такая. Неудивительно, что главный злодей многим зрителям запомнился больше, чем Сорвиголова и Электра. От симпатий к Фиску мы воздержимся, ведь даже обаятельное зло не перестаёт быть злом.
Также достоин похвалы образ Меченого, которого харизматично воплотил Колин Фаррелл. В его исполнении Меченый не просто профессиональный наёмный убийца, а своего рода азартный игрок. Победа над Сорвиголовой для него дело чести, ведь он стал единственным, кто сумел увернуться от метких сюрикенов злодея.
Справедливости ради стоит отметить, что режиссёрская версия вышла гораздо лучше театральной. В неё попало немало подробностей из жизни Мэтта Мёрдока и второстепенных персонажей.
Временами лента обретает романное дыхание, представая эпосом об обратной стороне Нью-Йорка. Воплощением цинизма, коррупции и жестокости криминалитета выступает Уилсон Фиск, который дёргает за ниточки, оставаясь в тени. Он развратил деньгами всё высшее общество Нью-Йорка, против него бессильна полиция и только лишь ночной мститель Сорвиголова способен остановить хитрого злодея. Но сможет ли он в поединке со злом сохранить собственную душу и не стать таким же, как Уилсон Фиск?