«Бытие» от Аронофски
В начале был Даррен, и была одна мечта. Мечта же была – снять фильм про Ноя. Ещё в детстве Аронофски удостоился чести читать своё стихотворение про него на заседании ООН, и с тех пор желание развивать тему не исчезло.
Уже после своего дебюта в кино на рубеже веков режиссёр предлагал голливудским боссам запустить в производство свою картину мечты. Но так как доверия к новичку ещё не было, а другой «Ной» с Джоном Войтом уже был – ничего не вышло. И вот, став известным, Даррен вновь вернулся к былой идее, создав при этом фильм с рекордно большим для себя бюджетом и зашкаливающим вниманием со стороны потенциальных зрителей. Зрелище обещало быть не только захватывающим, но и достаточно интеллектуальным, чего не ждёшь от большинства современных блокбастеров.
После выхода «Ноя» стало, наконец, ясно, что могло не понравиться религиозным людям на предпросмотрах. Что рассказывают по поводу изображаемых Дарреном событий авторитетные библейские источники (ведь есть ещё неавторитетные, зовущиеся «апокрифами»)? В Писании говорится о добродетельном Ное и его семье как о последних порядочных людях в мире, где остальное человечество настолько погрязло в грехах, что уже не могло перемениться. Бог решил наслать на Землю очищающий её от зла потоп, а с Ноем заключил особый завет и дал инструкции, как выжить в образовавшемся «водном мире», что и привело к благополучной развязке, сделавшей Ноя отцом дальнейших поколений.
В фильме Даррена Аронофски многое меняется, и тому можно найти достаточно примеров. Режиссёр хочет рассказать во многом про важность любви к окружающей среде, а также про сильную и волевую личность, которая, превозмогая своё бремя, движется к цели. Ной у него становится настолько экофилом, что даже и человекофобом – суровым фанатиком своих же идей (Бог в картине, во многом, устранён и не входит в близкий контакт ни с какими персонажами – не врал режиссёр, говоря, что картина «рассчитана» на всех зрителей, в том числе и на «нерелигиозных»). Главное сокровище в ковчеге, по идее главгероя, не люди, а как раз те твари, что «по паре».
Ближе к концу фильм вообще превращается во внутрисемейный триллер, где лохматый Ной, кидая устрашающие взгляды, точит оружие, готовясь отправить за борт кое-кого из родни, а домашние трясутся от страха или пытаются устроить на корабле бунт. У местного «капитана Чёрной Бороды» при этом было бы куда больше проблем, если б режиссёр не послал ему в помощь некую новоявленную фракцию ангелов-изгоев, не могущих, в общем-то, существовать по законам первоисточника, но позволяющую оперативно проводить плотницкие работы и исполнять функции ОМОНа, держа круговую оборону вокруг важных объектов, например, ковчега.
Фильм действительно даёт пищу для размышления. После просмотра можно задуматься о границах милосердия и справедливости, о вере и фанатизме и, пожалуй, прийти к мысли, что уж лучше бы одному человеку не решать, должен ли жить или умереть его собрат. При этом, конечно же, блокбастер у Аронофски вышел своеобразный, а семейный фильм ещё своеобразнее. В «Ное» нет, например, уклона под экшен (действительно зрелищная сцена столкновения персонажей только та, что показывает битву за ковчег), но есть мрачность и достаточное число не слишком понятных средней аудитории возвышенных религиозно-философских разговоров. Проведена серьёзная работа художников, есть свой стиль, удивляют порой интересные и масштабные кадры. Король положения в фильме – сама история, достаточно драматичная и напряжённая, хоть и без особых изысков. Хорошо справился звёздный актёрский состав – Эмма Уотсон, Логан Лерман, Дженнифер Коннелли, Энтони Хопкинс, Расселл Кроу (этого теперь после «Отверженных» будут, наверное, в каждом фильме сюжетообразующую песню давать), а музыка Клинта Мэнселла порой сродни волшебству, пусть свой саундтрек из «Фонтана» он и не перещеголял.
Для семейного или развлекательного кино «Ной» суров, как зима для желающего легко пробежаться поутру. Если в фильме «2012» главгерой пафосно доказывал важность использования ковчегов для всех, то здесь Ной самолично готов уничтожить человеческий род. (Спасибо, что после подъёма воды багром плывущих не топит!) Хотя, в мире, созданном Аронофски, всё это почти что нормально: Бог молчит, грешники сходят с ума от греха, последний праведник от «праведности». При этом само блюдо для любителей авторского кино уже пресновато, а для любителей мэйнстрима – кисловато. Деньги голливудцы, вероятно, окупят и будут довольны, помышляя об экранизации иного библейского эпизода, например, про пророка Иону и его кита с налётом «Пиратов Карибского моря»; и даже Эмма Уотсон будет довольна – благо, что Аронофски больше не запрещает ей пить и есть из не разлагающейся в почве посуды.