Бездонная бездна
Провинциальный французский город Рубе – не лучшее место для жизни. Уровень преступности на улицах достигает немыслимых значений, люди живут скрытные и невыдержанные, а чиновники в безуспешных попытках навести порядок часто обращаются к незаконным методам. Когда комиссар местной полиции Якуб Дауд (Рошди Зем) приступает к расследованию убийства пожилой женщины, он вряд ли предполагает, к каким открытиям оно приведёт.
Не существует сложности в определении разницы между документальным и художественным кино. Первое рассматривает подлинные события, а его героями почти всегда становятся реальные люди. Второе в той или иной степени обращается к вымыслу и пропускает сюжет сквозь призму интерпретации создателей: сценариста, продюсера, режиссёра, актёров. Определение это, конечно, сильно упрощённое, но смысл передаёт верно.
Новая работа французского постановщика Арно Деплешена «Боже мой!» балансирует на грани между документальным и художественным, но назвать фильм симбиозом этих двух видов кинематографического искусства – вполне удачно существующим в наше время – будет неправильно. Всё дело в том, что постановка автора «Джимми Пикарда» и неоднократного номинанта Каннского кинофестиваля снята с самоубийственным желанием соблюсти законы как художественного, так и документального кино.
Задача это, безусловно, осуществимая. Но чтобы всё получилось, недостаточно обладать талантом рассказчика и иметь солидный опыт за плечами. Также нужно, чтобы удачно сошлись звёзды: актёрский коллектив должен отработать слаженно и вдохновенно, режиссёр – тонко прочувствовать грань между реальностью и вымыслом, а остальные члены съёмочной команды – на сто десять процентов выполнить свои обязанности. И даже при этом лента может получиться неудачной.
«Боже мой!» снят по практически неизвестной за пределами Франции истории. Удивлять зрителя из другой страны Деплешен собирался при помощи сугубо режиссёрских приёмов – очевидно, что сама история об убийстве в захолустном городке изначально не выглядела хоть сколько-нибудь оригинальной в наше время.
Картину можно поделить на две неравные части. Первая посвящена знакомству с героями главными и второстепенными, а также с городом. Она погружает зрителя в атмосферу сумрачной безнадёжности. Длинная экспозиция завершается, когда камера Ирины Любчански («Призраки Исмаэля», «Честный человек») концентрируется на персонажах Леи Сейду и Сары Форестье, попадающих под подозрение Дауда.
После этого лента будто бы превращается в документальную: обилие крупных планов, естественный свет в кадре, акцент на реконструкции событийной хроники захватывают главенствующее положение. Переход этот оказывается очень резким. Вероятно, это призвано показать, что реальность и вымысел ходят рука об руку и могут в любой момент поменяться местами. То, что представлялось смешной шуткой, дикой фантазией одномоментно способно превратиться в суровую реальность.
Идея это неплохая, но Деплешена губит её реализация. Метамодернистский подход французского постановщика может быть любопытен узким специалистам, но у зрителя вызовет скорее скуку, чем интерес. «Боже мой!» – особенно его вторая, «документальная» часть – выдержан в чудовищно низком темпе, к заложенным авторами неоригинальным мыслям приходится пробиваться сквозь дебри нескончаемых, практически бессодержательных диалогов, а клишированные персонажи только усугубляют ситуацию.