Знаменитый маньяк-инженер Джон Крамер узнаёт, что из-за прогрессирующего рака мозга жить ему осталось недолго. Чтобы хоть как-то взбодриться, он ходит в группу поддержки, где знакомится с мужчиной по имени Генри Кесслер, который утверждает, что болеет раком поджелудочной в последней стадии.
Некоторое время спустя Джон встречает Генри на улице и замечает, что тот прекрасно выглядит. Генри рассказывает об экспериментальной терапии, которой занимается норвежский врач-онколог Сесилия Педерсон, но для этого нужно отправиться в Мексику в нелегальную клинику. Джон соглашается на лечение, но слишком поздно узнаёт, что попался в лапы мошенников, кидающих на деньги смертельно больных людей, и подключает свою помощницу Аманду, чтобы жестоко отомстить обидчикам.
Интересно, могли ли Джеймс Ван и Ли Уоннелл подумать двадцать лет назад, что их малобюджетная страшилка об идейном маньяке, выросшая из собственных фобий боли (Уоннелл долго время страдал от мигрени), станет не только большим хитом, но и породит одну из самых долгоиграющих хоррор-франшиз? Но касса решала многое – очередная «Пила» собирала внушительные суммы при весьма скромных затратах и потому в финале каждой серии аудитории подкидывались не только новые загадки, но и намёки на очередное продолжение.
Вселенная Джона Крамера существенно расширилась, история рассказывалась в различном хронологическом порядке, а основной акцент был сделан на стилистику «пыточного порно». Ван и Уоннелл, кстати, были против такой грубой терминологии, поскольку снимали прежде всего напряжённый триллер, а не смаковали пытки, но они в итоге отошли от дел, ограничившись продюсированием.
В кресле режиссёра побывали многие, включая монтажёров картины Кевина Гротерта и Дэвида Хэкла, поскольку главной ставкой «Пилы» оказались не режиссёрские нюансы, а откровенный шок-контент на радость кровожадной публике.
Как и многие франшизы, «Пилу» пытались перезагрузить, но недавняя «Спираль» оказалась той ещё ерундой и совсем не оправдала себя финансово. К тому же, авторы поняли, что без Джона Крамера в ней не остаётся вообще никаких изюминок и следующую, десятую серию цикла решили полностью посвятить ему.
На месте режиссёра «Пилы 10» вновь оказался Кевин Гротерт, уже занимавший этот пост на «Пиле 6» и «Пиле 3D». От него большого мастерства не требовалось – только сохранения общей стилистики. Здесь он пытается соригинальничать, и потому десятая часть уже не выглядит хаотичной монтажной нарезкой под басовую техно-долбёжку в качестве саундтрека.
Не считая вырвиглазного (в самом прямом смысле) эпизода-обманки в начале, первые 40 минут вообще никого не убивают, поскольку история представляет собой обстоятельный, в чём-то даже грустный рассказ о пожилом умирающем человеке, который ищет малейший способ исцелиться.
Однако, как ни старайся, но этот застрявший по хронологии между первой и второй частью длинный флэшбэк не в силах хоть чем-то выгодно отличиться от любой другой серии цикла. Он по-прежнему дико неправдоподобен: помирающий старик умудряется налепить сложнейших технических ловушек по всему городу, которые, не будучи опробованными, сразу же работают как часы, рояли в кустах выкатываются целыми партиями, а все персонажи не испытывают ни малейшего болевого шока, отпиливая себе ноги или выковыривая ложкой мозги.
Возвращение старой гвардии в лице Тобина Белла, Шоуни Смит и немного Костаса Мэндилора не выглядит убедительно, поскольку актёры самым очевидным образом состарились, а действие фильма при этом происходит 20 лет назад.
Твисты, которые авторы припасли под занавес, кажутся вымученными и не вызывают ни восторга, ни изумления. Никаких откровений в сюжете по-прежнему не предусмотрено, поскольку перед нами всё тот же убийца-моралист, который наказывает плохих людей изощрённым членовредительством.
Вот только любопытно – какими бы штампованными, графически отталкивающими и идейно однообразными ни были картины франшизы, они определённо нашли свою публику, которая стабильно делает им кассу.
Так что, наверное, Джон Крамер в чём-то прав относительно своего мизантропического взгляда на человечество, ведь каждый из тех, кто стабильно смотрит серию за серией, получает от этого некое извращённое удовольствие. В чём именно оно заключается, учитывая специфику цикла, сказать сложно, но вот закрадывается мысль: а не попадётся ли однажды в лапы Джону персонаж, который очень любит смотреть на чужие страдания?