Разбитная девица Бет (Лили Салливан), осознавшая факт собственной беременности и уставшая от кочевой жизни, приезжает в Лос-Анджелес к сестре Элли (Алисса Сазерленд), которая в одиночку воспитывает троих детей – Дэнни (Морган Дейвис), Бриджет (Габриэль Экхолс) и Кэсси (Нелл Фишер). Хотя у молодых женщин есть поводы для выяснения отношений, они предпочитают не устраивать семейных разборок. Однако тёплое сестринское воссоединение им всё равно не светит. В результате внезапного землетрясения в подвале многоквартирного дома, где живёт Элли, вскрывается каверна, в которой дети находят странную книгу и кучу старых пластинок.
Движимый типичным подростковым любопытством, Дэнни решает прослушать эти записи. Он ещё не ведает, что книга – это знаменитый Некрономикон, а с пластинок звучат древние заклятия, пробуждающие жутких кандарийских демонов. Разумеется, Зло не заставит себя долго ждать и при случае мгновенно переселится в тело Элли, превратив женщину в кошмарного дедайта, а тихий кондоминиум – в филиал кровавой Преисподней.
Лет 10 назад при одном упоминании о ремейках канонических хорроров критиков и зрителей дружно передёргивало. Оно и понятно – львиная доля современных перепевок классики выглядела лишь бледной копией оригинала, причём эти поделки моментально забывались сразу после просмотра. Однако в 2013 году уругвайский режиссер Федерико Альварес решил реализовать свою давнюю мечту: переснять на новый лад культовый ужастик Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы». Не все приняли на ура его версию, однако в целом отзывы были положительными, и зрители признали, что на переосмыслении классических хорроров пока ещё рано ставить крест.
Повод для свежего прочтения у Альвареса действительно был, поскольку с технической точки зрения фильм Рэйми часто выглядел настоящим трэшем, учитывая его низкобюджетные и кустарные (хотя и вполне изобретательные) спецэффекты. Однако, помимо усовершенствованного визуала, основной задачей авторов ремейка было сохранение жуткой атмосферы, которую с лёгкостью выстраивал Рэйми, превративший тихую лесную хижину в царство бесконечного кошмара. В этом направлении также стал продвигаться ирландский режиссер и сценарист Ли Кронин, который занял кресло постановщика на новом проекте о зловещих мертвецах. Надо сказать, он проявил себя ничуть не хуже Альвареса, вдоволь отыгравшись на графическом насилии и смачных ужасах.
Если за что и можно попенять на сценарий Кронина, так это за общую линейность, дефицит интригующих сюрпризов и слишком долгое заигрывание с психологической составляющей. Судя по его предыдущему опыту, ужастику «Другой», помимо умения нагнетать саспенс на ровном месте и использовать эффектные визуальные образы, Ли обожает изучать сложные взаимоотношения героев. Вот только «Восстание зловещих мертвецов» – вовсе не то кино, в котором зрителю нужны обстоятельные портреты действующих лиц.
Мы знаем, что уже через некоторое время большинство из них банально пойдёт в расход, ведь аудитория, потирая руки, жаждет крови и зрелищ. Стремление режиссёра придать происходящему вкус семейной драмы и сделать своих героев полнокровными ради усиления сопереживательного фактора похвально, но всё же этот аспект кажется несколько утяжеляющим, учитывая, что в фильме очень мало юмора.
От сарказма Кронин, впрочем, не отказывается, хотя и не воссоздаёт полностью фирменную иронию Рэйми, что для одной половины публики стало минусом, а для другой, наоборот, плюсом. В самом деле, лёгкий ситуативный юмор в некоторых местах действительно требовался, но, с другой стороны, усиленный акцент на мрачности действия достойно сыграл на создание нужной атмосферы и настроения, поскольку Кронин изначально решил, что персонажам и аудитории за все полтора часа экранного времени должно быть не до шуток.
Это не значит, что он забывает о поклонниках жанра и не оставляет для них никаких пасхалок – внимательный зритель разглядит остроумные отсылки к первым двум фильмам Рэйми, а кино очень часто напоминает женскую версию «Сияния», которое в финале процитируется самым прямым образом.
Возможно, в настоящее время на нервы публики лучше всего действуют слоубёрнеры или сюрреалистический психодел, но приёмы олдскульных ужастиков в руках умелых режиссёров также не перестают работать. Кронин прекрасно понимает, что фанаты смотрят похожие картины исключительно ради отвязного кровавого зрелища и потому оттягивается на полную во всех сценах, где подразумевается брутальное графическое насилие.
Следуя заветам Альвареса, Кронин прибегает к использованию компьютерной графики очень дозированно, делая ставку на практические спецэффекты и натуралистичный грим. Поскольку основной шок-контент «Зловещих мертвецов» не только внешний вид дедайтов, но и обильное членовредительство, режиссёр проявляет богатую фантазию, играя со зрительскими страхами боли и ранений – от эпизода с тёркой не покроется мурашками разве что совсем равнодушный человек.
Ещё режиссёру удаётся главное – превращение ограниченного пространства в микроскопический Ад, наполненный болью, страхом и страданиями. Смена локаций с лесной хижины на обшарпанный «человейник» не сказалась на происходящем отрицательно, а наоборот превратила многоквартирный дом в пугающий мрачный лабиринт, где бродят чудища пострашнее Минотавра.
В этом фильму помогает не только правдоподобный грим, но и актёрская пластика, когда на образ страшных дедайтов работает специфическая внешность исполнителей, как и их умение её верно преподносить. В первую очередь это касается Алиссы Сазерленд в роли Элли: очень часто напоминающая Светлану Ходченкову, она откровенно наслаждается своим экранным перевоплощением и корчит такие гримасы, от которых впечатлительных зрителей ещё долго будут преследовать ночные кошмары.
Вдобавок Кронин не боится строить пугающие эпизоды с участием детей и подростков – учитывая, что эти моменты многие кинематографисты стараются как-то смягчать или вообще избегать в угоду рейтингу.
Если говорить о фильме как о жанровом продукте в целом, то очередной виток развития франшизы «Зловещие мертвецы», несомненно, удался. Да, в таких картинах не стоит искать психологические сложности или требовать тонкостей деталей, как и усложнённого сценария.
В первую очередь, «Восстание зловещих мертвецов» – это традиционный и достаточно жуткий хоррор в чистом виде. Его цель проста и очевидна: погрузить зрителя в царство ночного кошмара, сотканного не из фобий и путешествий по глубинам подсознания, а представленного как место, где твою душу и тело будут безжалостно рвать на клочки. Само собой, при условии, что зритель принимает правила игры, проявляет интерес к подобным ужасам и не смеётся при виде галлонов бутафорской крови – иначе просмотр станет для него всего лишь напрасной тратой времени.