Война – это такая жизнь
Молодая, целеустремлённая, талантливая. Людмила Павличенко, с двумя косичками, в мамином платьице, на ступенях университета, на пороге жизни. Изучала бы историю – но пришлось её вершить. В окопах, в кирзовых сапогах, с винтовкой у плеча. Хотела бы отказаться, но кто, если не она? Враг не спрашивает, сколько ты хочешь детей и нравится ли тебе «Травиата». Враг отнимает всё, что дорого, разрывает на части любимых и засыпает землёй.
«Битва за Севастополь» – удивительно неподходящее название для фильма, в котором 95 процентов времени посвящено жизнеописанию самой известной женщины-снайпера и 5 процентов отдано под боевые сцены в принципе (а уж о Севастополе вообще два кадра под конец). Но если забыть об этом недоразумении (ведь «Легенда №1» будет странно смотреться после «Легенды №17») и просто следить за происходящим на экране, рискуешь оказаться втянутым в одну из самых увлекательных и лиричных историй современного российского кино. Сергей Мокрицкий – преимущественно оператор в предыдущих своих проектах – использует стандартные по сути своей приёмы (комментарии рассказчика, флэшбеки), но ему хватает такта не превращать всё в очередную агитку к майским праздникам.
Центральный персонаж – немногословная, в чём-то даже суровая девушка. Её поступки звучат громче слов, а непоколебимый ясный взгляд заключает в себе ту истинную женскую красоту, которой сейчас так не хватает на глянцевых обложках. При всей внешней привлекательности Юлии Пересильд, режиссёр не предпринимает ни единой попытки снять с неё солдатскую форму или расплести косы. Даже в постельной сцене мы видим лишь её распахнутые в откровении глаза и слёзы неожиданного счастья – посреди мрака войны. Юное сердце, не успевшее полюбить до злосчастного 42-го года, открылось в грязи окопа, в холоде и голоде полевого лагеря.
И хотя судьбу Людмилы пересекли трое мужчин, а не один, язык не повернётся обвинить девушку в легкомысленности. В отличие от «Сталинграда», мужчины здесь не просто снайперы или лётчики, рядовые или генералы. Избранники Павличенко – это храбрые сердца, бескорыстные, жертвенные души, готовые отдать последнюю винтовку, последний эвакуационный талон. И оттого ещё больнее, что там, где должна была греметь свадьба, свинцовой тишиной подкрадываются похороны.
Патриотического пафоса в картине на удивление мало. Диалоги достаточно конкретны, актёры сдержаны в проявлении эмоций. Пересильд, конечно, приходится плакать и дрожать – но ей веришь. У войны не женское лицо. Несмотря на живописание подвигов главной героини, режиссёр не устаёт повторять, что женщине не место на войне. Людмила в горячке считает убитых немцев, но каждый выстрел рикошетом вонзается в её собственное сердце. Об этом никто не говорит напрямую – но это читается в глазах. Когда девушку, едва выкарабкавшуюся с того света, только что узнавшую о смерти любимого, начинают фотографировать для газеты и называть «героем». Когда она сжимает в руках винтовку умершего. Когда падает на пол сковорода – и она прячется под кухонный стол, зажав нож в руке. Война – это такая жизнь, при которой жизнь кажется невозможной…
В общем и целом производя сильное впечатление, фильм не лишён обидных недостатков. Некоторые моменты чересчур схематичны – например, начальная сцена, где Павличенко заявляет Элеоноре Рузвельт, скольких солдат она убила. «309» – слетает с её уст, и все вокруг слетаются на эту цифру, словно мухи. Тем не менее, 154, произнесённое солдатом до неё, это тоже большая цифра. И где же та граница, после которой надо кричать «Ух ты!» и аплодировать стоя?.. Очень неестественно выглядит сцена, где девочка читает стихотворение Симонова. Ну не может ребёнок с таким остервенением кричать «Так убей же фашиста»!
Наигранными и спекулятивными получились «музыкальные» сцены, больше похожие на клип, чем на кино. Песню Гагариной портит попсовая аранжировка, идущая вразрез с брутальными видеорядом. При этом, у певицы достаточно сильный голос, чтобы вытянуть песню под минимальный аккомпанемент, и было бы гораздо эффектнее, если бы ей позволили спеть вживую. Так, как поют на войне: у костра, под звон алюминиевой посуды и стрекот кузнечиков. Очень странно было слышать весёлую, прямо таки заводную песню Вуди Гатри: хоть он и посвятил её «Леди-смерти», в тоне слышится, как далеко были американцы от войны. Трогательной вышла «Обоiми», но здесь, скорее, красноречивее заслуги Океана Эльзы, чем режиссёра.
Отмечая про себя все недостатки, историей, тем не менее, проникаешься. В некоторых моментах сложно сдержать слёзы, и при выходе из кинотеатра в голову закрадывается мысль, что мы – наконец-то – научились снимать массовое кино, за которое не стыдно.
Вердикт: Достойный биографический фильм о женщине на войне.
6 |
5 |
8 |