«All right, all right, all right», – эти слова произнёс Мэттью МакКонахи во время своего большеэкранного дебюта, пришедшегося на ныне культовую ленту Ричарда Линклейтера «Под кайфом и в смятении». 21 год спустя троекратное «All right» донеслось со сцены лос-анджелесского Dolby Theater, зафиксировав в высшей точке МакКонассанс – так журналисты прозвали личную эпоху Возрождения актёра.
А ведь ещё несколько лет назад Мэттью являл собой олицетворение всей легкомысленности и глянцевости голливудского ромком-сектора. Представители пишущей прессы наперебой шутили про возможное наличие в его контрактах спецпункта о минимальном количестве обнажений торса, Стьюи Гриффин радушно встречал МакКонахи на пороге своего дома выстрелом из арбалета в голову, а любое появление актёра на мало-мальски серьёзной кинопремии сопровождалось потоком язвительных комментариев из серии: «Ну а этот-то чего здесь забыл? Неужто получил номинацию за “Свадебный переполох” / “Как отделаться от парня за 10 дней” / “Любовь и прочие неприятности”?»
Вообще, при взгляде на фильмографию Мэттью МакКонахи в нулевые годы еле сдерживаешься от того, чтобы подать на него в суд за халатное обращение с карьерой.
Дональд Питри, Брек Эйснер, Том Дей – вряд ли кто-то из вас, уважаемые киноманы, сможет вот так, сходу, без помощи интернета припомнить хоть полабзаца из творческой биографии одного из этих постановщиков. Однако именно им было суждено стать последователями Стивена Спилберга, Роберта Земекиса, Рона Хауарда и Джоэла Шумахера в деле огранки таланта МакКонахи. Отсутствие столь же искусных инструментов, как у предшественников, и сугубо ремесленнический подход к исполнению обязанностей не могли не отразиться на актёре, в определённый момент просто-напросто переставшем прогрессировать.
На протяжении практически всего прошлого десятилетия Мэттью МакКонахи отчётливо напоминал размякшего льва из зоопарка, который отвык от охоты и прекрасно обходится уже умерщвлёнными тушками, доставляемыми по расписанию. Но, как известно, даже самое изысканное блюдо при регулярном употреблении рано или поздно опостылевает («Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть»). А тут ещё пара последних съестных «подачек» оказалась с душком – вы же не станете спорить по поводу «Золота дураков» и «Призраков бывших подружек»? Тогда-то МакКонахи грозно рявкнул, распушил гриву и перешёл в режим активного хищника.
Конечно, определённый период времени ушёл на восстановление позабытых навыков, в связи с чем живот так и норовил прилипнуть к спине. Но поимка первой же добычи, коей оказалась роль в старомодном судебном триллере «Линкольн для адвоката» Брэда Фурмана, моментально нашла живой отклик у зрителей, включая тех, кто до этого поспешно поставил крест на профессиональных амбициях Мэттью.
Словно рестлер, вернувшийся на ринг после длительного отсутствия, МакКонахи зарядился скандированиями «You still got it!» и с упоением бросился демонстрировать рискованные приёмы, ранее в арсенале не водившиеся. Хотите увидеть окружного прокурора-моралиста, способного впасть в ступор из-за правильного произношения названия мюзикла «Les Miserables», – вот вам искромётная чёрная комедия «Берни» Ричарда Линклейтера.
Интересует коп с садистскими наклонностями, в свободное от работы время промышляющий наёмными убийствами – тогда забудьте на время о блюдах из курицы (не спрашивайте, зачем – потом спасибо скажете) и принимайтесь за криминальный триллер «Киллер Джо» Уильяма Фридкина. Любопытно взглянуть на амбициозного журналиста, хранящего тёмный секрет – обратите взор на запутанную драму «Газетчик» Ли Дэниелса.
Ну и само собой разумеется, преступно было бы обойти вниманием стриптиз-драму «Супер Майк» Стивена Содерберга, принёсшую актёру премию «Независимый дух», и «Мад» Джеффа Николса, который можно охарактеризовать как мэшап из «Робинзона Крузо» и «Приключений Тома Сойера и Гекльберри Финна».
А потом грянула ОНА – роль Рона Вудруфа в «Далласском клубе покупателей», добытая в результате трёхчасовых уговоров режиссёра Жана-Марка Валле, изначально не очень-то настроенного на сотрудничество с МакКонахи. Стороны обменялись рукопожатиями, и на следующую встречу Мэттью пришёл, уже будучи скелетом с усами. Кажется, повтори он тогда своё блистательное соло на грудной клетке из «Волка с Уолл-стрит» – без вызова врачебной бригады не обошлось бы.
О том, насколько виртуозно Мэттью МакКонахи воплотил образ электрика-реднека, не спасовавшего перед страшным лицом СПИДа, сказано предостаточно. Поэтому вместо того, чтобы заявляться в соревнование на лучший хвалебный эпитет, хочется уместить впечатления от его работы всего в два слова – актёрский подвиг. Нахлынувшим поощрениям в виде «Оскара», «Золотого глобуса» и других сверкающих статуэток в данном случае отведена роль материальных напоминаний о большой победе – сродни оленьим рогам в доме завзятого охотника.
«Далласский клуб покупателей» зафиксировал переход от Раннего МакКонассанса к Высокому, подняв для Мэттью профессиональную планку ещё на один уровень. К слову, актёр уже успел повторно – и опять с запасом – покорить новую отметку благодаря участию в телехите кабельного гиганта НВО «Настоящий детектив». И хотя в этом медитативном криминальном триллере, вызывающем моментальное привыкание, МакКонахи примерно поровну делит экранное время с Вуди Харрельсоном, его статус первой скрипки не подвергается сомнению ни на секунду.
Следующий виток МакКонассанса намечен на ноябрь, когда в прокат выйдет научная фантастика «Интерстеллар» Кристофера Нолана, сотрудничество с которым пока не навредило никому из лицедеев.
Подводя черту, можно смело утверждать, что, помимо увлекательного содержания, МакКонассанс несёт крайне важный посыл для всех коллег Мэттью по цеху: никогда не бойтесь перезагрузить свою карьеру – результат может превзойти самые смелые ожидания.