– Он считал, что решать нужно сердцем. Но сердце дано не для этого.

После падения дома Атрейдесов Пол (Тимоти Шаламе) и его беременная мать Джессика (Ребекка Фергюсон) скрываются в пустыне Арракиса. Они пытаются войти в доверие к фрименам – аборигенам этой планеты, а также бросить вызов своим врагам – дому Харконненов.

В скором времени Пол возьмёт имя Муад’Диб и станет для местных жителей мессией. Грядёт священная война. Но станет ли она для фрименов избавлением?

Первая «Дюна» вышла в 2021 году, получила хорошую критику, но в прокате выступила достаточно средне. Имея производственный бюджет в $165 млн, лента собрала в мире чуть более $400 млн, что с учётом маркетинговых затрат едва покрыло совокупные расходы. А ведь результаты в бокс-офисе были ключевым условием – Warner Bros. обещала дать Дэни Вильнёву зелёный свет для работы над продолжением только в случае хороших кассовых сборов.

Тем не менее 26 октября того же года студия одобрила новый проект. Режиссёр взялся за него с энтузиазмом, а каст сиквела пополнили Остин Батлер («Элвис», «Байкеры»), которому досталась роль психопатичного племянника-садиста барона Владимира Харконнена Фейд-Рауты, и взявшая на себя принцессу Ирулан Коррино, старшую дочь падишах-императора Шаддама IV, Флоренс Пью («Маленькие женщины», «Солнцестояние», «Чудо»).

Также в картине оказались сыгравший самого Императора Кристофер Уокен («Охотник на оленей», «Бэтмен возвращается», «Сонная Лощина»), воплотившая Марго Фенринг, одну из Бене Гессерит, Леа Сейду («Бесславные ублюдки», «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан») и Аня Тейлор-Джой (сериал «Ход королевы», «Прошлой ночью в Сохо», «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»), которой досталась небольшая роль появляющейся в видении главного героя нерождённой сестры Пола.

Снимавшиеся в первом фильме актёры вернулись в знакомых образах. Тимоти Шаламе, Зендея, Ребекка Фергюсон, Джош Бролин, Хавьер Бардем, Стеллан Скарсгард, Дэйв Батиста и Шарлотта Рэмплинг повторили свои роли из оригинальной постановки.

Съёмочный процесс прошёл в разных точках земного шара. Команда Вильнёва наведалась в Италию, где снимала у гробницы Бриона, в Венгрию, где их ненадолго приютил Будапешт, в Объединённые Арабские Эмираты, где запечатлела «пустынные» сцены в Абу-Даби. Кроме того, в качестве локаций выступили Намибия – засушливая страна на юге Африки, а также Иордания, в которой были сняты романтические эпизоды между Полом и фрименской девушкой Чани.

В качестве основных использовались широкоформатные камеры ARRI ALEXA LF с сенсорами 4,5К. А сцену на гладиаторской арене Харконненов снимали при помощи специально разработанных чёрно-белых инфракрасных камер. Присутствующей во время сражения героя Батлера массовке было дано задание подбадривать и топать, а не аплодировать.

Затраченные усилия не оказались напрасными – «Дюна: Часть вторая» выступила в бокс-офисе значительно лучше своего предшественника. Конечно, сказалось и то, что на этот раз на пути фильма не было преград в виде последствий ковидных ограничений.

Это дало возможность ещё на относительно ранней стадии заняться разработкой триквела, который предварительно должен выйти 18 декабря 2026 года.

Ну а что же сиквел? Он оказался максимально приближен по атмосфере к первой картине. Это и неудивительно, ведь Вильнёв не раз заявлял, что первая и вторая «Дюна» – разделённый на две части фильм.

История становления Пола – деталь большого пазла. При удачном стечении обстоятельств мы увидим ещё много новых проектов из вселенной Фрэнка Герберта, включая уже давно анонсированный сериал «Дюна: Пророчество», премьера которого намечена на 14 ноября.

«Дюна: Часть вторая» развивает все наработки оригинала. Это история об избранном. Именно так, со строчной буквы «и». Ведь по большому счёту лента говорит о герое не в мифическом понимании, а в бытовом или, если хотите, потребительском.

Человек приобретает особенные качества не по рождению, а в результате долгих и упорных тренировок, после многочисленных ошибок, пройдя долгий и трудный путь взросления. Или деградации – тут уж как посмотреть и что принимать за точку отсчёта.

В основе «Дюны» Вильнёва – нарратив о столкновении религии и светского общества, добра и зла. Также лента – о бремени власти. И о власти, которая развращает. Избитое выражение, которое подчас используется сугубо для доказательства какой-то одной, почти никак не связанной с объективной стороной дела, позиции. Но в случае с постановкой Вильнёва работает оно как нельзя лучше.

Ведь грань между абсолютной властью и террором тонка, а месть зачастую приводит лишь к пропасти. За которой обычно – всеобщая погибель.

Потому неудивительно, что вдохновлённый известными тоталитарными режимами прошлого дом Харконненов представлен в виде однозначного зла.

Занятнее другое – Пол и его сподвижники при этом не выглядят абсолютным добром.

В наиболее полном виде линия Харконненов раскрывается во время величественной церемонии совершеннолетия племянника и наследника барона Владимира Фейд-Рауты.

Чёрно-белое изображение, имитация съёмки под ручную камеру, выкрученная до предела экспозиция, помпезность архитектурных решений, обилие общих планов, на которых огромный стадион и ликующая безликая толпа кажутся особенно внушительными – вот основные стилистические приёмы, при помощи которых Вильнёв адаптирует этот впечатляющий эпизод под известные исторические фрески прошлого.

Но экивоки в сторону знаковых персон и событий – далеко не единственная взаимосвязь картины с реальностью. Проблемы экологии, которые были актуальны и для книг Герберта, логично перекочевали в фильмы Вильнёва.

Так сказка незаметно превратилась в реальность, Пол Атрейдес – в Энакина Скайуокера, а окружающие пейзажи – в бесконечно красивые, но невероятно опасные песчаные каньоны, которые превращаются в таковые по вине человека.

Однако знакомый для многих троп обрастает новыми деталями, когда мы вспоминаем о Чани. Персонаж Зендеи до самого финала оказывает значительное влияние на героя Шаламе. Девушка будто отображает непредвзятый и немного наивный взгляд на людей, в которых – и агрессия, и теплота, и любовь, и ненависть.

Чани, леди Джессика, принцесса Ирулан, леди Марго Фенринг, Преподобная мать ордена Бене Гессерит, личная Правдовидица с Проникающим взором падишах-императора Шаддама IV Гайя-Елена Моийам (Рэмплинг) – кукловоды не только для героя Шаламе, но и для всех представителей сильного пола «Дюны».

Ведь при более пристальном взгляде становится заметно, что миром мужчин во вселенной Вильнёва управляют женщины. И это женское влияние, по словам самого Вильнёва, приобретает особое значение: «Всё вокруг Пола, включая его будущее, было создано женщинами. Я хотел, чтобы в фильме присутствовала эта женская сила».

Но в глазах Чани терзания Пола – не столько превращение мальчика в мужчину, сколько трансформация из движимого сугубо благородными порывами души человека (то есть невинного, альтруистичного) в того, кто думает в первую очередь о себе (то есть порочного, эгоистичного).

Этот процесс мы обычно называем взрослением. Однако есть в нём и что-то инфантильное. Ведь когда тактика сменяется стратегией, большое начинает казаться малым.

Выбор такой фокусировки словно возвращает реципиента назад во времени, когда «я» – центр вселенной, а других точно и не существует. Парадоксально, но эта отчасти детская позиция – непременная цена, которую платят за обладание властью. И единожды сделав такой выбор, пути назад будут отрезаны. И именно потому Полу так трудно принять заветное решение.

Но персонаж Шаламе, хоть и главный герой истории, не так значим, как может на первый взгляд показаться. Важнее для создателей общее мироустройство вселенной.

Герберт, Вильнёв и сценарист проекта Джон Спейтс («Прометей», «Доктор Стрэндж») показывают, как фундаментализм противостоит глобализации.

Аллюзии на окружающий нас мир становятся пугающе реалистичными, когда мы видим решимого и даже одержимого идеей Избранного Стилгара (Бардем). Лидер фрименов беззаветно верит в Лисан аль-Гаиба – могущественного пророка из стародавних легенд фрименов. В глазах опытного воина Пол превращается в прорицателя и наделяется божественной силой.

Совсем не такая Чани. Для неё Пол – не мифическая фигура, а обычный человек. Со своими сильными и слабыми сторонами.

Но обе точки зрения имеют и существенные минусы: рационалисты порой не считаются с людскими судьбами, а преданные вере иногда легко закрывают глаза на трезвые доводы.

И когда маховик запущен, всем остаётся лишь наблюдать, как насилие порождает насилие, а вчерашний гуманист судорожно тянет свои руки к кнопке пуска ядерного оружия.

Когда твои близкие в опасности, для многих это «час икс». И уже становится совершенно безразлично, кто руководствовался благими намерениями, а кто совершал злодеяния лишь по прихоти. Смерть не выбирает чью-то сторону – она забирает всех.

Именно потому «Дюна» Герберта была актуальным произведением в 60-е и осталась таковой спустя шестьдесят десятилетий. Более того, после тектонических изменений на политической и социокультурной картах мира произведение, кажется, ещё больше приобрело в силе.

Но сюжетные особенности и метафорические конструкты не так впечатляли бы, если не аудиовизуальная сторона ленты.

Вильнёв и его оператор Грег Фрейзер («Лев», сериал «Мандалорец», «Бэтмен» Мэтта Ривза) во второй «Дюне» часто используют дальние и сверхдальние планы, а также «приземлённую» камеру. Блики света причудливо играют на солнечно-золотистом песке, а светотеневой рисунок задаёт вектор повествования, акцентируя внимание на угрозе, исходящей не извне – изнутри. Правдоподобия происходящему придают реальные декорации, предпочтение которым перед спецэффектами всегда отдавал Вильнёв.

Благодаря таким стилистическим особенностям мы чувствуем масштаб истории, ощущаем незначительность героев в контексте глобальных событий, то есть, иными словами, становимся свидетелями эпических событий.

Под стать этому и мощный саундтрек Ханса Циммера. Ветеран Голливуда создал партитуру, ландшафт которой полностью соответствует пейзажу Арракиса. Встречаются тут вокальные партии в патетической теме фрименов, оплакивающие Атрейдесов печальные духовые, звучащие фоном любовных сцен протяжные синтезаторы, быстрые пульсирующие басы и перкуссия во время кровопролитных сражений, означающие появление Харконненов громоподобные барабаны и скрипящие риффы.

Напряжение не спадает вплоть до самого конца. Достойный греческой трагедии финал ставит точку в диптихе Вильнёва, но многоточие – в серии фильмов о Поле Атрейдесе и других обитателях Арракиса. Обещано, что следующая картина в серии будет заметно отличаться по тональности и атмосфере от первых двух. Одно несомненно – это будет интересно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here