Страсти Христовы: 1800 лет спустя

Тот, кто не помнит ошибки своего прошлого, обречён их повторять. Этот принцип всегда актуален для работников любого искусства, и на его почве постоянно появляются произведения, посвящённые сложным и неприятным темам. В американском кинематографе одной из главных таких тем является история темнокожей части народа и того бесчисленного количества боли и страдания, которое ей довелось понести. И, увы, хотя с момента отмены рабства было сделано множество шагов в правильном направлении, проблема расовой ненависти и социального неравенства остаётся актуальной и по сей день. Это делает фильмы вроде «12 лет рабства» не только полезными, но и необходимыми.

Однако это не означает, что актуальность и важность темы автоматически выльется в высокое качество конечного продукта. И, как ни прискорбно это признавать, но новый фильм Стива МакКуина оказался далеко не так хорош, как можно было ожидать от автора «Города» и «Стыда». Картина «12 лет рабства» получилась невероятно эффектным изображением всех ужасов, творимых белым человеком, но как художественное произведение фильм оставляет желать лучшего.

В основе фильма лежит история жизни Соломона Нортапа – свободного человека, который становится жертвой обмана, похищения и продажи в рабство нескольким хозяевам на 12 лет своей жизни. И здесь мы сталкиваемся с первой и главной проблемой фильма – его сюжетом, а точнее его почти полным отсутствием. Места действия и герои второго плана регулярно сменяют друг друга, едва успев сколь-нибудь раскрыться. Единственная константа истории – сам Соломон, который оказывается разочаровывающе пассивным протагонистом. Все два с половиной часа он лишь терпит побои, унижения и пытки, которым его подвергают хозяева-изверги, а мы лишь наблюдаем за этим, не имея возможности увидеть, что у этого человека внутри. Из-за этого становится трудно сопереживать главному герою и приходится лишь беспомощно наблюдать один антигуманный поступок за другим. Почему создатели решили рассказать именно эту историю – загадка.

Определённо, симпатизировать жертве в таких обстоятельствах будет любой вменяемый зритель, но со стороны Стива МакКуина и сценариста Джона Ридли такой подход не совсем честен. Так же, как рабовладельцы избивают кнутом невольных, заставляя их повиноваться, режиссёр заваливает зрителя кадрами боли и страданий, вызывая лишь рефлекс, а не эмоциональную реакцию. Нечто подобное в прошлом десятилетии делал Мэл Гибсон, снимая «Страсти Христовы». Только у МакКуина с чувством меры дела обстоят лучше и, по крайней мере, он знает, что качество важнее количества. Кроме того МакКуин как профессиональный художник отлично владеет камерой и, как бы кощунственно это ни звучало, придаёт даже самым жестоким моментам некую живописность. Если оператор-постановщик Шон Боббитт получит номинацию на «Оскар», удивляться будет нечему.

Ещё одно, несомненно, сильное место фильма – актёрский состав. Чиветель Эджиофор в главной роли выкладывается по полной и периодически умудряется выйти за рамки сценарных ограничений и создать нечто, напоминающее полноценный образ живого человека. Ещё больше впечатляет Люпита Нионго в роли рабыни Пэтси, которая при минимуме реплик передаёт безнадёжность своего состояния так эффектно, что зачастую хочется отвернуться от экрана.

«Белая» часть фильма также не подводит. Пол Джаматти, Бенедикт Камбербэтч, Пол Дэно и Майкл Фассбендер, при всём своём природном обаянии, мгновенно вызывают отторжение и ненависть. И если в случае с Дэно, которому не привыкать играть отморозков, это неудивительно, то Фассбендер здесь демонстрирует совершенно новую грань своего таланта. Однако здесь же кроется ещё одна проблема фильма – его максимализм в изображении расового конфликта. Герои буквально делятся на чёрных и белых, и одна раса предстаёт благородной и невинной, а вторая – прогнившей до основания и достойной лишь долгого горения в аду. Лишь один белый человек в фильме достоин симпатии, и он же оказывается «богом из машины», который приводит к тому, что Соломон вновь обретает свободу. И, по поразительному совпадению, которое совсем не демонстрирует ничей нарциссизм, его играет продюсер фильма Брэд Питт.

В итоге получается фильм почти без сюжета и совсем без окончания. Сначала в течение двух с половиной часов мы наблюдаем ужасы и насилие, а затем наступает конец, в котором в виде текста нам рассказывают самые важные и вызывающие интерес факты, которые куда уместнее смотрелись бы в виде постановки. Но это МакКуину и Ридли явно не интересно. Их интересует лишь дискомфорт, который будет чувствовать белый зритель при просмотре. И если брать это за основу, то со своей задачей авторы справились блестяще, сняв эффектный фильм ужасов, который одновременно является посредственной драмой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here