На пляже

48-летняя Леда (Оливия Колман) – профессор-лингвист и преподавательница английского языка – решает устроить себе небольшой отдых в одиночестве и приезжает на греческий курорт. Там она наблюдает за шумным семейством, отдыхающим неподалёку, в особенности за молодой матерью Ниной (Дакота Джонсон) и её маленькой дочерью.

Шумные, бесцеремонные и даже быдловатые, но откровенные и естественные в проявлении чувств и эмоций люди вызывают у Леды странные реакции – от раздражения и неприязни до любопытства. А ещё они будят в женщине болезненные воспоминания о собственном материнском опыте, в чём, как выяснится впоследствии, Леда не слишком преуспела.

Актрису Мэгги Джилленхол можно поздравить – она определённо состоялась как большой режиссёр, взявшись за экранизацию романа Элены Ферранте (известной в России, прежде всего, хитом «Моя гениальная подруга»), что принесло ей приз Венецианского МКФ за лучший сценарий.

Впрочем, у почерка Джилленхолл и её нарративного метода ещё есть некоторые шероховатости, да и видно, что она пока разминается (фабула перегружена деталями и персонажами). Однако её талант как постановщицы несомненен: она не боится сложных психологических портретов, извилистого сторителлинга и превосходно работает с актёрами.

Если рассматривать историю Леды как психотерапевтический сеанс, на котором исстрадавшейся героине просто нужно закрыть гештальт, то в этом случае в смыслах и деталях «Незнакомой дочери» можно запутаться. Зритель останется неудовлетворённым, поскольку на напрашивающиеся вопросы «что», «почему» и «зачем» Мэгги Джилленхолл отвечает вскользь, полунамёками.

Очевидно, что её как режиссёра интересует совершенно другое. А именно – передача глубокого личностного дискомфорта, начавшегося ещё в молодости, когда юной матери, занятой карьерой, никак не признаться себе в том, что родитель из неё не получился. И даже годы спустя, когда её девочки выросли и жизнь более-менее устаканилась, женщину продолжают провоцировать определённые люди и их поведение, приземлённое и естественное.

Если вспомнить саму Мэгги Джилленхолл как актрису, то станет очевидным, насколько «Незнакомая дочь» похожа на неё саму: загадочная полуулыбка, порой скрывающая в себе что-то чуть ли не зловещее, пластическая угловатость, несовершенство как главное достоинство. Все эти личные качества она переносит на экран, играя визуальными образами, где красивое оттеняется отвратительным, доброта – злобой, любовь – ненавистью, а логика поступков сменяется их абсурдностью.

Параллельно ведя рассказ в настоящем времени и череде флэшбэков, Джилленхолл наполняет ощущением тревоги и дрожи почти каждый кадр, будто все присутствующие представляют собой неосязаемую опасность, заставляя ожидать от них всё что угодно. Это болезненный мир призван не служить однозначным ответом на важные вопросы, а, прежде всего, передавать ощущение женщины, тщетно пытающейся найти баланс с самой собой, что не выходит у неё совершенно, и от этого она подсознательно устраивает конфликты и провокации с окружающими, будто хочет, чтобы для неё наконец наступил какой-то исход.

Нужно ли говорить, что «Незнакомая дочь» – это настоящий бенефис Оливии Колман (имеет «Оскар» за «Фаворитку»). Она дивно чувствует свою героиню, отчего наблюдать за ней на экране одно удовольствие, хотя порой действительно сложно сориентироваться в собственных чувствах по отношению к этому персонажу. И её превосходно дополняют Джесси Бакли (Леда в молодости) и ловко играющая вульгарной чувственностью Дакота Джонсон. Последняя лишний раз доказала, что её участие в «Пятидесяти оттенках серого» было всего лишь временным недоразумением для карьерного стартапа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here